Особенности прописки в апартаментах

Правда ли, что в апартаментах нельзя прописаться и каким образом это можно сделать?

Апартаментами, как правило, принято называть большие и просторные помещения, которые состоят из 2-5 комнат. В основном они находятся в административных зданиях, бизнес-центрах, гостиницах. По закону данный вид недвижимости к жилому фонду абсолютно не относится, но при этом проживать в ней не запрещено, но можно ли прописаться?

Рассмотрим в статье аспекты регистрации в аппартаментах: возможна ли она и на каких условиях, а также расскажем о плюсах и минусах проживания в такой недвижимости.

Можно ли прописаться в апартаментах?

В законе прописано, что граждане Российской Федерации имеют право оформить постоянную регистрацию только в жилом помещении (ПП №713).

Но при этом в нежилых помещениях можно зарегистрироваться временно (чем отличаются временная и постоянная регистрация?). Главное, чтобы они входили в сферу ведения специального учреждения:

  • гостиницы;
  • дома отдыха;
  • больницы и т.п.

Либо ими получен статус помещений гостиничного типа за счет оборудования коммуникациями, санузлом и прочими неотъемлемыми для проживания удобствами. При этом на руках у застройщика или собственника должны быть подтверждающие документы, что помещению присвоен статус гостиничного.

Почему нельзя оформить постоянную прописку?

Это вид недвижимости имеет особый юридический статус. Часто такие помещения находятся или строятся на территории энергетических объектов, промышленных зон, которые уже не используются. Жилой фонд обязан иметь развитую инфраструктуру, должен быть обустроен для проживания граждан. Апартаменты такую инфраструктуру не имеют, то есть не соответствуют необходимым нормам.

Закон разрешает постоянную прописку на территории страны только в помещениях, имеющих юридический статус «жилые». Какие помещения относятся к жилым, регламентировано ст.16 ЖК РФ. Так как апартаменты не являются жилым фондом, то и прописаться там нельзя.

Законодательная власть рассматривает вопрос о возможности перевода апартаментов в жилой фонд и разрешения в них постоянной регистрации.

Как оформить регистрацию?

Порядок оформления прописки в аппартаментах отличается от обычного определенными условиями. Но при этом он также включает в себя сбор документов и подачу их в миграционную службу.

К основным требованиям относятся:

  • Наличие документов, подтверждающих, что помещение не относится к коммерческой недвижимости.
  • Согласие всех собственников на перевод нежилого помещения в жилое при инициировании процедуры.

Способы решения проблемы

Временная прописка

В апартаментах можно сделать временную регистрацию сроком на пять лет. По истечении этого периода, регистрацию надо будет продлевать, причем закон разрешает это делать неограниченное количество раз.

Это конечно не очень удобно, нужно периодически обращаться в государственные органы, стоять в очереди, предоставлять документы. Чтобы сэкономить свое время можно обратиться на сайт государственных услуг.

Временная прописка дает все права, положенные по закону:

  1. право на прикрепление к поликлинике;
  2. на место для ребенка в детском саду и школе.

Но такой вид прописки невозможен ни при каких обстоятельствах, если апартаменты находятся в здании, которое признано коммерческой недвижимостью:

  • бизнес-центр;
  • офисное здание.

Перевод недвижимости в жилой фонд

Проблему с пропиской можно решить, если коммерческую недвижимость перевести в жилую. Судебных дел по этому вопросу недостаточно, хотя прецеденты были. Надо понимать, что для перевода апартаментов в жилой фонд, необходимо получить согласие всех собственников здания, поскольку оно является долевой собственностью. Если же решитесь начать процедуру перевода одного вида собственности в другой, надо иметь ввиду, что это сложный процесс, который требует времени и денег.

Нужно собрать большой пакет документов:

  1. заявление о переводе помещение из нежилого в жилое;
  2. свидетельство о праве собственности;
  3. план здания, где находятся апартаменты;
  4. план самого помещения;
  5. проект апартаментов.

Помимо этого, приготовьтесь к многочисленным проверкам, которые должны дать заключение, что ваша квартира соответствует нормам санитарной и пожарной безопасности, что в помещении имеются кухня, ванная комната и туалет, необходимые человеку для комфортного проживания. Эти решения принимает местная администрация и вам придется обратиться к ним за подтверждающими документами.

В настоящее время, законодатели разрабатывают упрощенный порядок перевода апартаментов в жилой фонд, а собственники ждут решения своих проблем. Но Государственная Дума отказалась рассматривать этот законопроект. Власть объясняет это тем, что проект не проработан, в нем много нестыковок, которые приведут к конфликту интересов между собственниками, не разработан вопрос налогообложения. Поэтому другие государственные организации не поддержали принятие этого документа.

Расходы

Оплата обязательной госпошлины на прописку гражданина РФ законом не предусмотрена. К расходам на прописку по большей части относятся мелкие платежи по типу ксерокопии бланков, проезда и печати. Также к расходам можно отнести затраты на изменение статуса недвижимости, судебные издержки и прочие действия, которые делают возможными факт регистрации в аппартаментах вообще.

Плюсы и минусы такого жилья

Плюсы:

  • Низкая цена. Стоимость коммерческой недвижимости как правило ниже на 10 – 20%.
  • Хорошие инвестиции. Коммерческая недвижимость пользуется большим спросом.
  • Невозможность взыскания. Согласно закону, апартаменты не относятся к жилому фонду. Значит и взыскать их за долги нельзя.
  • Свободная планировка. Возможно сделать идеальную квартиру по своему вкусу.

Минусы:

  1. Налоги. Налог за собственность с аппартаментов берется по более высокой ставке:
    • 0,5%, если апартаменты располагаются не в административном, деловом или торговом центре. Важным условием является тот факт, чтобы в здании отсутствовали офисы, торговые объекты, столовые, бары, парикмахерские, и их кадастровая стоимость была не более 300 млн руб.
    • 2%, если апартаменты являются частью офисного здания.
  2. Коммунальные платежи. Собственник жилья будет переплачивать за услуги ЖКХ около 20 %.
  3. Право на льготы и субсидии. Исходя из того, что апартаменты относятся к коммерческому фонду, жильцы не смогут получать, положенные им по закону льготы и субсидии.

Законодательство РФ упразднило прописку, которая раньше была обязательной нормой, но не отменило эту процедуру. При отсутствии постоянной регистрации применяются административные меры. Читайте наши статьи о том, как сменить прописку, получить свидетельство о регистрации по месту жительства, обязательна ли эта процедура для собственника купленной квартиры, а также узнайте, что такое фиктивная прописка и зачем регистрация осужденному.

Если владелец планирует организовать бизнес или собственнику важно пользоваться гостиничным сервисом, то это то что нужно. Если планируется постоянно проживать в таком помещении, то неизбежно возникает проблема получения постоянной прописки, которая несет с собой и другие неудобства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прописка в апартаментах

Апартаменты, широко предлагаемые сегодня современными строительными компаниями, занимают определенное место на рынке недвижимости в России. И даже несмотря на бытующее мнение о том, что временная или постоянная регистрация в апартаментах невозможна, покупателей все же привлекает довольно низкая цена такого объекта жилой недвижимости, хотя бы ради выгодной инвестиции. В соответствии с действующим законодательством граждане, находящиеся на территории РФ, должны иметь постоянную или временную регистрацию по месту проживания или временного пребывания. Помещение, в котором можно прописаться на постоянной основе, должно иметь статус жилого и отвечать всем требованиям строительных стандартов и норм. При этом, временная регистрация может быть осуществлена в жилых помещениях, не предназначенных для постоянного проживания (гостиницы, санатории, базы отдыха и т.д.) . Порядок регистрации регулируется ФЗ № 5242-1, Постановлением Правительства № 713, понятие жилого помещения определено статьей 16 ЖК РФ. Теперь давайте разберемся, что же такое апартаменты и допускается ли в них все-таки прописка иностранцев или россиян? Апартаменты с точки зрения российских и зарубежных строительно-инвестиционных компаний несут с собой разные значения. Так, в Европе апартаменты считаются особым типом жилья, довольно дорогим, более комфортным и престижным по сравнению со стандартным жилым помещением в многоквартирном доме. В России же апартаменты принято считать дорогим гостиничным номером с ограниченным сроком проживания в нем. Соответственно, прописка в апартаментах будет возможна только лишь на условиях временного проживания.

Согласно новому закону временную регистрацию в апартаментах можно оформить сроком до 5 лет, но вот постоянную прописку осуществить будет невозможно.

Правовой статус апартаментов, как одна из категорий номеров в средствах размещения, определен Приказом Минюста № 35 от 15.04.2011 г. И, если смотреть формально, апартаменты относятся к категории нежилых коммерческих помещений, которые могут сдаваться в краткосрочную или длительную аренду.

Даже приобретение в частную собственность апартаментов не дает права постоянной прописки в них.

Решить вопрос о том, можно ли прописаться в апартаментах на условиях постоянного проживания, можно попытаться несколькими способами:

  • Получение временной регистрации в апартаментах.

Максимальный срок временной регистрации составляет 5 лет с возможностью продления прописки. Существенным преимуществом временной регистрации в апартаментах является возможность сохранения постоянной прописки в другом населенном пункте.

  • Попробовать выполнить перевод нежилого помещения в жилое.

Несомненно, данный способ является довольно затратным по времени и финансовым расходам, однако, если набраться терпения, можно получить в итоге положительный результат. В первую очередь, необходимо получить свидетельство о регистрации права собственности на данный объект недвижимости. Необходимый пакет документов предоставляется в администрацию по месту нахождения апартаментов. Решение о смене статуса помещения принимает специальная комиссия, при соблюдении всех требований и норм закона.

  • Добиться права прописки в апартаментах через суд.

Именно так поступили владельцы загородной недвижимости, добившись с 2021 г. права регистрации в частных домах, построенных в дачных обществах. Учитывая то, что дачные объекты для прописки в них должны соответствовать всем строительным нормам и быть пригодными для постоянного проживания, владельцы апартаментов вполне могут позволить настоять на получении разрешения постоянной прописки через суд.

Как оформляется регистрация в апартаментах

Временная регистрация в апартаментах является непосредственной обязанностью государственных органов ФМС. Для получения прописки необходимо предоставить в ФМС соответствующий пакет документов (оригиналы и копии паспорта, документ о праве собственности или договор аренды, заявление о регистрации, листок убытия и прибытия). Обратиться за услугой можно лично, придя в территориальный орган ФМС, МФЦ или посредством интернет-портала Госуслуг. Получить готовую отметку о регистрации в апартаментах в Миграционной службе заявитель может только при личном присутствии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: