Оспариваем кадастровую стоимость с 2021 года по-новому

С 1 января 2021 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

24 Декабря 2021

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 2021 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2021 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2021 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2021 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2021 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). 

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2021 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости. 

Источник

Городская Оценочная Компания

Оспаривание кадастровой стоимости в Москве в 2021-2021 году

Согласно требованиям действующего законодательства с 01 января 2021 года Государственная кадастровая оценка по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

До 2021 года Государственная кадастровая переоценка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ)

С 01 января 2021 года на территории города Москвы действует новая кадастровая стоимость, определенная на 01 января 2021 года. Определение кадастровой стоимости проводило Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».

По результатам проведенной переоценки новая кадастровая стоимость была утверждена Распоряжением Правительством Москвы от 29 ноября 2021 года № 40557.

С Распоряжением Правительством Москвы от 29 ноября 2021 года № 40557 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2021 года» и новой кадастровой стоимостью по объектам недвижимости, которая применяется с 01.01.2021 года, Вы можете ознакомиться у нас на сайте

Приложение № 2 к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2021 г. № 40557

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель «земли населенных пунктов»), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01 января 2021 г.

Ознакомиться / Скачать

Новая кадастровая стоимость в Москве будет действовать не менее чем 2 года, но не более 5 лет. В связи с этим налоговую экономию от снижения кадастровой стоимости следует рассчитывать минимум на 2 года.

(для Московской области>>)

Специфика оспаривания кадастровой стоимости в 2021-2021 году в городе Москве

Одним из основных пунктов из изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» является отмена обязательного досудебного урегулирования споров в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

После вступления в силу с 10 августа 2021 года поправок в ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ предварительное обращение в Комиссию больше не является обязательным, юридические лица и физические лица могут сразу обращаться в суд.

На сегодняшний день Комиссия по г. Москве не создана и по данным Ковалева Дмитрия Васильевича, и.о. Генерального директора ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», г. Москвы создаваться не будет.

Оспорить кадастровую стоимость установленную на 01.01.2021 год для объектов, расположенных в городе Москве возможно только через суд.
Примечание:

15 февраля 2021 года проходил круглый стол с участием Ковалева Дмитрия Васильевича, и.о. Генерального директора ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», г. Москва.

На данном мероприятие поднимались ряд вопросов, в том числе, будет ли создана комиссия по оспариванию кадастровой стоимости на территории г. Москвы, ответ был получен отрицательным, следовательно, в городе Москве будет отсутствовать внесудебный порядок оспаривания (т.е. комиссия создаваться не будет), заявителю необходимо будет сразу обращаться в суд, предварительно собрав документы обозначенные в статье 9

.

(для Московской области>>)

Что необходимо сделать для того, чтобы оспорить кадастровую стоимость?

(для Московской области>>)

Если у Вас возникли вопросы о кадастровой стоимости Ваших объектов недвижимости, если Вы считаете, что кадастровая стоимость завышена, свяжитесь с нами, и специалисты Городской Оценочной Компании проведут предварительный расчет о возможности понижения кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков.Мы надеемся, что сможем помочь Вам в решении данных вопросов, наиболее полно и квалифицированно.

Оценка объектов недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости проводится нашими специалистами в кратчайшие сроки.Сделать заказ либо получить консультацию можно по телефону.

Мы работаем ежедневно: с 8.00 до 22.00Звоните нам по телефону (495) 105-95-30 либо пишите на email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;

Офис компании: ст. метро «Славянский бульвар» (последний вагон из центра), 10 минут пешком, ул. Давыдковская, дом 3, блок 2, подъезд №2, 3-й этаж, офис №321

Главные этапы оспаривания кадастровой стоимости в городе Москве:

Главные пункты в статье 22 федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» при оспаривании кадастровой стоимости в городе Москве

п. 1. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

п. 2. Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

15 февраля 2021 года проходил круглый стол с участием Ковалева Дмитрия Васильевича, и.о. Генерального директора ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», г. Москва.

На данном мероприятие поднимались ряд вопросов, в том числе, будет ли создана комиссия по оспариванию кадастровой стоимости на территории г. Москвы, ответ был получен отрицательным, следовательно, в городе Москве будет отсутствовать внесудебный порядок оспаривания (т.е. комиссия создаваться не будет), заявителю необходимо будет сразу обращаться в суд, предварительно собрав документы обозначенные в статье 9

п. 7. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

п. 9. К заявлению об оспаривании прилагаются:

  • 1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • 2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • 3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

п. 10. Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных в части 9 настоящей статьи документов. К заявлению об оспаривании могут прилагаться иные документы помимо указанных в части 9 настоящей статьи.

Если у Вас возникли вопросы о кадастровой стоимости Ваших объектов недвижимости, если Вы считаете, что кадастровая стоимость завышена, свяжитесь с нами, и специалисты Городской Оценочной Компании проведут предварительный расчет о возможности понижения кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков.

Мы надеемся, что сможем помочь Вам в решении данных вопросов, наиболее полно и квалифицированно.

Оценка объектов недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости проводится нашими специалистами в кратчайшие сроки.Сделать заказ либо получить консультацию можно по телефону.

Мы работаем ежедневно: с 8.00 до 22.00

Звоните нам по телефону (495) 105-95-30 либо пишите на email:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
;

Офис компании: ст. метро «Славянский бульвар» (последний вагон из центра), 10 минут пешком, ул. Давыдковская, дом 3, блок 2, подъезд №2, 3-й этаж, офис №321

Положительные решения судов по оспариванию кадастровой стоимости

Положительные решения комиссии по оспариванию кадастровой стоимости

Кадастровая оценка по новым правилам

Кадастровую оценку проводят раз в пять лет, и каждый раз — по новым правилам. С начала 2021 года они вновь изменятся. Результаты последних расчётов стоимости земель сельхозназначения, промышленности, водного фонда, а также особо охраняемых территорий по новой методике Минэкономразвития РФ для многих бизнесменов оказались неутешительными. Так, в 2021 году в Челябинской области средняя цена участков для размещения промышленного производства выросла на 80%, для нужд сельского хозяйства — на 68%, в отдельных случаях стоимость увеличилась десятикратно.

Уже сегодня кадастровая стоимость определяет величину налога с продажи объекта и размер оплаты услуг нотариуса при его наследовании. Налог, рассчитанный по новым правилам, пилотные регионы платили с 2021 года. Как изменится сумма платежа и какие функции будет выполнять институт государственного оценщика рассказывет партнёр и руководитель по оценке активов Consul Group Александр Вереин.

— Каковы предпосылки появления закона о кадастровой оценке?

Существуют разные мнения, но наиболее достоверные из них — это:

  • желание государства монополизировать рынок установления базы для обложения имущества налогом или арендными платежами;
  • намерение сделать результаты наиболее достоверными путём консолидации в единое информационное поле данных по объектам, разбросанных по различным ведомствам.

Только единение этих двух факторов может задать новый виток реформы. Желание контролировать собираемость налогов и намерение привести в порядок текущий информационный хаос в реестре недвижимости в конечном счёте могут привести к созданию отличной информационной системы. Она объединит достоверные данные об объектах, на базе которых возможна более качественная кадастровая оценка.

— С 2021 года во всех субъектах Российской Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно?

Субъекты, которые успели до 2021 года провести в своём регионе не одну государственную кадастровую оценку, в полной мере оценили несистемность такой оценки по правилам Федерального закона «Об оценочной деятельности». Из раза в раз она проходила без привязки к результатам прошлой кадастровой оценки. Зачастую её проводила новая оценочная компания, у которой не было достаточно опыта и времени для подготовки к такой объёмной работе.

По новым правилам оценку производит бюджетное учреждение, созданное в субъекте. В отличие от частной оценочной компании, такая организация имеет больше полномочий и возможностей, например, доступ к различным базам данных об объектах недвижимости. В дальнейшем орган также будет проводить переоценку объектов недвижимости в субъекте, что позволяет рассчитывать на более достоверные результаты.

— Скажется ли это на стоимости недвижимости?

Оказать прямого влияния закон не сможет, поскольку стоимость формируют в основном рыночные факторы, однако может существенно снизиться доходность коммерческой недвижимости в случае повышения налоговой нагрузки на собственника.

— Налог на какие земли может увеличиться в несколько раз из-за некорректной кадастровой оценки?

Сложности в определении стоимости сельхозземель и достаточно широкий разброс цен в зависимости от характеристик земельных участков и привлекательности региона делают высокой вероятность ошибок при массовой оценке, причём не в пользу собственника.

— Создание института государственного оценщика — негативная тенденция или позитивная? Почему?

У подобных явлений всегда есть две стороны. С точки зрения возможности сбора информации по объектам недвижимости, её объёма, качества и, как следствие, системности проводимой оценки государственное учреждение обладает несомненным преимуществом. При наличии чёткой методологической основы и системной обработки информации государственная оценка со временем будет самосовершенствоваться и, вполне возможно, даст максимально адекватные рынку результаты.

С другой стороны, в руках государства сконцентрированы возможности по манипуляции налоговой базой. Учитывая тенденцию в налоговой политике к увеличению собираемости налогов, это дополнительные нерыночные риски.

На наш взгляд, введение государственной кадастровой оценки в текущих реалиях — явление неизбежное, однако возможность корректировки её результатов с помощью частных оценщиков позволит держать систему в балансе.

— Что будет с целым пластом малого и среднего бизнеса, который ранее ведал кадастровой оценкой?

С учётом того, что определение кадастровой стоимости в рамках Закона № 135-ФЗ проводили преимущественно компании, не имеющие отношения к традиционному малому бизнесу, их введение именно государственной кадастровой оценки не затронет. Что касается среднего бизнеса, здесь этот вид работ никогда не являлся основным и носил разовый характер. Принимая во внимание потенциальную ответственность за результаты определения кадастровой стоимости для среднего бизнеса, то, что оценка перешла в руки государства — скорее благо.

С другой стороны, для многих оценочных компаний крупный рынок, порой основной — это возможность оспаривать результаты государственной кадастровой оценки. В случае если эту возможность запретят на законодательном уровне, можно будет говорить о существенном сокращении объёма рынка оценочных услуг.

— Сколько времени потребуется для полного перехода всех субъектов страны на новую систему кадастровой оценки? Готовы ли к этому регионы?

Это зависит от того, есть ли в регионе соответствующие специалисты, которые могут составить штат и определить бюджет для содержания учреждения такого формата: всё очень индивидуально.

— В чём принципиальное отличие расчёта кадастровой стоимости и инвентаризационной?

Основная разница — в полном отсутствии привязки инвентаризационной стоимости объекта к рыночной, в то время как кадастровая стоимость, даже с учётом её массовой природы, призвана быть наиболее приближённой к рыночной.

С точки зрения механизмов определения инвентаризационная стоимость безнадёжно устарела: в её основе лежит восстановительная стоимость. Определяется она на уровне цен 2021 года с дальнейшей индексацией по не менее устаревшим параметрам.

Кадастровую стоимость, несмотря на все её недостатки, рассчитывают гораздо более современными способами, на основе рыночных данных. Плюс возможность её установления в размере рыночной стоимости даёт весьма достоверный способ определения справедливой налоговой базы.

— Представляют ли новые правила угрозу для рынка строительства и недвижимости?

Учитывая реальные угрозы, которые стоят перед девелоперами, риск изменения стоимости финансирования, норм регулирования, цен на стройматериалы и новые правила определения кадастровой стоимости вряд ли представляют ощутимую опасность для строительного рынка.

Однако очередной риск повышения расходов на владение недвижимостью делает менее привлекательными инвестиции в неё, так что в целом новые правила развитию рынка вряд ли способствуют.

Поскольку само понятие кадастровой стоимости существует уже давно, нововведений для строительной отрасли тоже нет. Поэтому, на мой взгляд, введение новых правил расчёта кадастровой оценки для рынка угрозы не несёт.

— Есть ли, на ваш взгляд, недостатки у новой системы?

Недостатков, как и у любой новой сложной системы, в избытке. Основной, неустранимый, кроется в природе кадастровой стоимости — это её массовость, что делает практически невозможным учесть индивидуальные характеристики объекта недвижимости.

Однако оценивать систему с позиции недостатков — занятие неблагодарное: предложить иную, более достоверную и устраивающую все стороны налоговых правоотношений систему определения стоимости огромного количества объектов недвижимости в сжатые сроки пока никто не смог.

На мой взгляд, единственный действенный способ нивелировать искажение результатов определения кадастровой стоимости — институт её оспаривания. Соблюсти баланс интересов всех сторон позволит использовать систему ГКО с учётом оценки частными игроками рынка непосредственно рыночной стоимости недвижимости.

— Что подразумевает «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки»?

Процесс подготовки к проведению ГКО заключается в сборе и обработке информации, необходимой для определения кадастровой стоимости. На данном этапе ГБУ запрашивают всю необходимую информацию в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им организациях.

Что стоит отметить отдельно, так это возможность собственника предоставить в ГБУ декларацию о характеристиках объекта недвижимости — данная опция даёт собственнику возможность предоставить для оценки максимальное количество информации, которая будет учтена при определении кадастровой стоимости.

Очевидный плюс новой системы — обязанность ГБУ учитывать информацию об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена. Действенность этой опции ещё не была проверена на обширной практике, но сама по себе возможность учесть результаты прошлых споров — положительное новшество.

— Изменятся ли правила оспаривания результатов оценки в суде?

На данный момент всё по-прежнему: дело в том, что бюджетное учреждение не является ответчиком по делам об оспаривании кадастровой стоимости. Но в скором времени всё может измениться. Так, сейчас на рассмотрении Госдумы законопроект в первом чтении: законотворцы предлагают вернуть обязательный досудебный порядок оспаривания в бюджетном учреждении. В случае если от ведомства получен отказ, следующим шагом будет обращение в суд, чтобы оспорить не саму кадастровую стоимость, а обоснованность решения бюджетного учреждения. Такие поправки могут существенно усложнить собственникам недвижимости доступ к правосудию.

— Каким образом закон предусматривает исключить дополнительные расходы правообладателя при исправлении ошибок в кадастровой стоимости?

Правообладатель, как и ранее, имеет право обратиться в бюджетное учреждение с заявлением, подтверждающим обоснование ошибки. Раньше такие вопросы решала комиссия по рассмотрению споров о кадастровой стоимости или суд. А в субъектах, где расчёты произведены по старым правилам, комиссия ещё выносит решения без расходов заявителя.

Также по новым правилам, если бюджетное учреждение обнаружит ошибку в кадастровой стоимости какого-то объекта или группы объектов, может исправить её самостоятельно, без заявления правообладателя.

— Единая система справедливого налогообложения — миф или реальность?

Механизмы, которые помогут найти баланс между мифом и реальностью, существуют. Предполагаем, в ближайшие 10 лет этот баланс будет найден.

К СЛОВУ

Со вступлением закона в силу появилось новое понятие — «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки». Суть нововведения — проверять правильность учёта характеристик объектов и контролировать, соблюдает ли бюджетное учреждение методику оценки кадастровой стоимости. Полномочиями наделён федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации — Росреестр. Надзор будет проводиться в момент сдачи официального отчёта.

С 2021 года оспаривание кадастровой стоимости происходит по новым правилам. Придется немало потрудиться, если вы не довольны результатами кадастровой оценки.

Изменение кадастровой стоимости в 2021 году

Еще в 2021 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости с 2021 года.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2021 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Два главных изменения 2021 года:

  1. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости. Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

В обход комиссии

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными…# Кадастровые работы

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

  • кадастровая стоимость
  • рыночная оценка

С 2021 года кадастровая оценка будет проводиться по новой единой методике. Как самим рассчитать налоги?

К 2021 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ. Что изменится с введением новой методики кадастровой оценки, вырастет ли стоимость кадастровой оценки объектов, какие новые функции появятся у кадастровой палаты?

По последним данным, комиссии по пересмотру кадастровой стоимости больше половины решений приняли в пользу граждан. Все больше россиян стали оспаривать кадастровую стоимость своих квартир и дач. Показатель серьезный, ведь именно от этого зависят налоги на недвижимость. Да и суммы, на которые граждане смогли «удешевить» свою недвижимость впечатляют.

Достаточно назвать цифры только в одном, «среднем» регионе страны. Так, в 2021 году комиссия при Управлении Росреестра по Псковской области рассмотрела 513 заявлений о снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Итог — были приняты решения об уменьшении ранее установленной общей кадастровой стоимости 386 объектов. В денежном эквиваленте — это более четырех миллиардов рублей.

Всего же, как заявили в центральном аппарате ведомства, в январе — декабре 2021 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Росреестре, рассмотрели 54,7 тысячи заявлений. Они касались 103,4 тысячи объектов.

Цифра для непосвященного кажется огромной, но в Росреестре говорят, что это всего 0,06 процента от общего количества объектов недвижимости, сведения о которых на 1 января 2021 года содержались в ЕГРП. К слову, там есть сведения на 161,8 миллиона объектов по всей стране. По итоговым цифрам хорошо заметно, что успешно оспаривать кадастровую стоимость год от года граждане стали чаще. Если сравнить эти цифры с 2021 годом, то количество рассмотренных комиссиями заявлений выросло на 7,5 процента.

В самом Росреестре напоминают, что любой человек, несогласный с оценкой кадастровой стоимости своей недвижимости, может оспорить ее результаты. Вариантов на выбор предлагается два.

Можно пойти в суд, но проще и надежнее обратиться в специальные комиссии по оспариванию. Они созданы при управлениях Росреестра абсолютно во всех регионах России.

Напомним, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

В Росреестре назвали самую свежую цифру — с января по декабрь 2021 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 58,2 процента заявлений. Фактически это означает, что чуть ли не каждое второе заявление недовольных кадастровой оценкой граждан было удовлетворено.

Росреестр напомнил, что он сам не проводит кадастровую оценку объектов недвижимости. Но он участвует в исправлении ее оценки, если у собственников, или как выражаются чиновники — у правообладателей, появились сомнения в ее правильности.

Стоит напомнить, что до 1 января 2021 года кадастровую стоимость объектов недвижимости по всей стране определяли так называемые независимые оценщики.

Ну а после этого те цифры, которые высчитывали и записали независимые оценщики, утверждали региональные и местные органы власти.

Работа независимых оценщиков вызывала и до сих пор вызывает немало вполне справедливых нареканий. В их расчетах попадались не только чисто арифметические ошибки, но и просто неграмотные действия. В некоторых регионах одинаковые объекты недвижимости стоили совсем не одинаково, в других же регионах кадастровая оценка дворца вдруг оказывалась ниже стоимости лачуги.

А вот потом оспаривать результаты работы независимых оценщиков было невероятно сложно.

Количество нареканий перешло все границы, и стало понятно, что ситуацию необходимо менять. Причем кардинально.

Новые функции Кадастровой палаты

Как известно, с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». В связи с этим изменились и функции Кадастровой палаты.

Росреестр участвовал в разработке проекта этого закона и последовательно выступал за принятие его положений. Для тех, кто не очень хорошо знаком с этим важным для буквально каждого собственника законом, стоит напомнить следующее.

Согласно новому закону государственная кадастровая оценка будет проводиться во всех субъектах Российский Федерации по новым правилам с 2021 года. При этом регионы по своему усмотрению могут начать проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам уже с 2021 года.

Закон «О государственной кадастровой оценке» предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.

Эти государственные учреждения будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость объектов недвижимости. И не важно каких — хоть дачи на шести сотках, хоть огромного частного завода или гостиницы.

Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

В Росреестре напомнили, что новый механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

Что изменит новая методика кадастровой оценки?

С 1 ноября 2021 года вступила в силу новая методика кадастровой оценки, подготовленная Минэкономразвития. В комментариях к документу говорится, что он призван «повысить качество и обеспечить единообразие определения кадастровой стоимости».

Напомним, что методика – это часть новой системы проведения и оспаривания государственной кадастровой оценки, введенной 3 июля 2021 года федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Полный переход на неё рассчитан до 2021 года. Кадастровую оценку сегодня проводят независимые оценщики. К 2021 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ.

Эксперты отмечают, что новая методика создана на основе федерального стандарта оценки (ФСО) № 4 и полученного оценщиками опыта. Система расчёта осталась той же, по которой работали оценщики, она стала лишь более подробно расписана.

Объекты недвижимости будут оцениваться с учетом экономических, экологических и социальных факторов региона, таких как уровень жизни населения, процент миграции, социальный состав жителей, инфляция, уровень ВВП субъекта РФ, наличие источников, загрязняющих природную среду.

При этом будет учитываться фактическое, а не «возможно выгодное использование строения и участка», как оценивалось ранее. К неблагоустроенным объектам (без газа, отопления, горячего водоснабжения, электричества и канализации) будет применяться понижающая корректировка.

Юристы считают также, что новая методика прибавит работы оценщикам, и стоимость их работы для потребителя скорее всего вырастет.

Зачем нужно больше информации об объектах недвижимости

Новая методика обсуждалась с оценочным сообществом, предложенные в ней изменения выглядят вполне логичными, оцениваются профессионалами рынка как позитивные. Кардинальных изменений в подходах к оценке не прослеживается, в том числе в системе расчёта стоимости. По существу, мы видим уже знакомый всем профессиональным оценщикам Федеральный стандарт оценки – ФСО № 4, но более детально прописанный.

Акцент сделан на учёт ряда ценообразующих факторов, таких как ситуация на рынке недвижимости, макроэкономическое окружение, состояние объекта, то есть степень его физического износа и прочее. Также принимается в расчёт историческая ценность объекта – очевидно, что оценщики все вышеназванные факторы всегда учитывали.

Более того, в последние годы оценочное сообщество и на уровне саморегулируемых оценочных организаций (СРОО), и в формате работы экспертов на площадках рабочих групп при министерстве экономического развития многое сделало для совершенствования методик.

Основная проблема, к сожалению, никакими методиками не решается. Речь идёт о базах данных и источниках, которые необходимы для анализа рынка. На сегодня общепризнанным в среде специалистов является факт, что именно недостатки баз данных Росреестра – основная причина проблем в оценке.

И без решения этой проблемы ни работа независимых оценщиков, ни передача полномочий по оценке в ГБУ в данном вопросе «погоды не улучшит». Уже и Росреестр признал, что основные ошибки в кадастровой оценке объектов произошли не из-за того, что методика оценки плоха, а из-за того, что информация, внесенная в базу Росреестра, мягко говоря, неполная, – где-то нет конструкций объектов, где-то неправильно указана площадь и т. д.

Вырастет ли кадастровая стоимость?

Как пояснили в Кадастровой палате, кадастровая стоимость не будет меняться (также сохраняется право на обжалование кадастровой стоимости за правообладателями земельных участков) в нескольких случаях.

Если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2021 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2021 г. кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения.

Не будет меняться кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2021 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2021 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость.

Если на 1 января 2021 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2021 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения. В то же время, если на 1 января 2021 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

В таком случае кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2021 г. с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2021 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Кадастровая стоимость после 1 января 2021 г. определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2021 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2021 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Как правильно оспорить кадастровую стоимость

Оспорить кадастровую стоимость можно, если при оценке использовались неверные сведения об объекте недвижимости, например, неправильная площадь, и если кадастровая стоимость оказалась выше рыночной. Для этого необходимо обратиться в специальную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре либо в суд. Более быстрый способ скорректировать кадастровую стоимость – это обратиться в комиссию. Порядок обращения в комиссию можно узнать на официальном сайте Росреестра (http://rosreestr.ru) или по телефону кол-центра 8 (800) 100-34-34.

Физические лица могут выбирать – обратиться в суд или в комиссию, а юридические лица обязаны сначала обратиться именно в комиссию. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца.

Вместе тем, согласно федеральному закону № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2021 года по 1 января 2021 года кадастровая стоимость меняться не будет, право на обжалование кадастровой стоимости также сохраняется за правообладателями объектов недвижимости».

Как будут увеличатся налоги на недвижимость

До 2021 года налог на недвижимость будет постепенно увеличиваться. Расчёт налога будет осуществляться от кадастровой стоимости, а не от инвентаризационной, которая ниже первой. По некоторым объектам разница может достигать десятков раз. К этому времени для объектов с кадастровой стоимостью недвижимости менее 10 млн рублей, сумма налога составит 0,1 % от стоимости в год, до 20 млн рублей – 0,15 %, дороже 20 миллионов – 0,2 %.

Кроме этого при исчислении налога расчёт будет производиться не от кадастровой стоимости всего объекта, а от кадастровой стоимости за минусом вычета. На квартиру такой вычет составляет 20 кв. метров, на комнату – 10 кв. м, на жилой дом – 50 кв. м, на единый недвижимый комплекс – 1 млн рублей. Например, если площадь квартиры 48 кв. метров, то налог будет исчисляться с 28 кв. метров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: