Принцип регистрации опекуна по месту жительства опекаемого

Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности

Регистрация граждан осуществляется территориальными органами ФМС (т.н. «паспортные столы»). Регистрация по месту жительства – это т.н. «постоянная» регистрация, по месту пребывания — т.н. «временная» регистрация. Правила регистрации (временной или постоянной) подопечных детей и воспитанников приемных семей установлены в пп. 28 и 29 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, и в пп. 114 — 119 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288. Рекомендую обязательно прочитать эти положения в оригинале.

На время нахождения ребенка под опекой — т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением — наиболее уместной с т.з. общей логики представляется регистрация по месту пребывания («временная» регистрация):

Во-первых, прикрепление подопечного к поликлинике возможно по месту его пребывания («временной регистрации»). Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

Во-вторых, в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо — при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

  • либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

  • либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

    В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, постоянно проживающих в данном жилье.

    В-третьих, если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

    Наконец, существует риск, что при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна будет истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым. 

    (Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов это определение не имеет).
     

    Однако, с января 2021 года ситуация усложнилась.

    Дело в том, что до 2021 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» звучало так:

    Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Но с 1 января 2021 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» было изменено:

    Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2021 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

    Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2021 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям — включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям — наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

    ► Возьмем, к примеру, г. Москва (подробнее о заключении договора о создании приемной семье, а также назначении выплат на содержание подопечных детей и вознаграждения приемным родителям).

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», также формально предоставляются только тем детям-сиротам, «местом жительства которых является город Москва» (ст. 2 Закона).

    Аналогичная ситуация и с московской ежемесячной компенсационной выплатой опекунам, занятым уходом за ребенком-инвалидом. Хотя назначается она именно опекуну, а не подопечному ребенку (т.е. первостепенное значение должно иметь место жительства именно опекуна как получателя выплаты), но в п. 24(1) Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП, уточняется, что ежемесячные денежные выплаты от г. Москвы назначаются только при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства (постоянную регистрацию) в г. Москве.

    Также, есть прецеденты отказа регионального отделения ПФ РФ в г. Москве в назначении пенсии ребенку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей, рожденному в г. Москве, биологические родители живут в г. Москве, приемные родители живут в г. Москве, ребенка забирали из дома ребенка г. Москвы, но без постоянной регистрации в г. Москве. Основание то же: пенсия назначается только лицам, имеющим место жительства в РФ, а этот ребенок, по новым поправкам, места жительства не имеет, т.к. не имеет регистрации по месту жительства, только по месту пребывания.

    Получается, что рассчитывать на выплаты и льготы от г. Москвы вправе только те дети-сироты, которые имеют постоянную регистрацию в г. Москве в жилье биородителей, а фактически проживают с опекунами-москвичами в другом районе г. Москвы. Если же ребенок привезен в семью опекунов-москвичей из другого региона, где у него сохранилась постоянная регистрация, или же у ребенка вообще нет постоянной регистрации на территории РФ (например, ребенка оставили в роддоме, и в детском доме была оформлена только временная регистрация), то рассчитывать на социальную поддержку от Москвы он сможет только после оформления постоянной регистрации в г. Москве. Понятно, что постоянную регистрацию в г. Москве для ребенка-сироты из другого региона может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

    Важно отметить, что защитить права приемных семей может суд: например, в начале 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда встала на сторону опекунов и признала незаконными решения территориальных органов Департамента соцзащиты г. Москвы об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации в Москве по месту жительства и принятых на воспитание в приемные семьи жителей города Москвы из других регионов.

    ► Из других регионов поступают сигналы об отказе в выписке бесплатных лекарств для подопечных детей без постоянной регистрации в данном регионе (аналогичная проблема и в г. Москве). Также, в некоторых регионах отмечают попытки отказать в постановке на учет на получение жилья, если у подопечного ребенка нет постоянной регистрации в данном регионе. В Московской области зарегистрированы случаи отказа в предоставлении путевок тем подопечным детям, которые имеют в МО только временную регистрацию (как и их опекуны). При этом в отказе отмечалось, что ответ был бы положительный, если бы хотя бы у опекунов была постоянная регистрация в МО.

    Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

    а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

    б) — в) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

    г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

    и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

    к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

    Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

    По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

    В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

    В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако это определение обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов не имеет. Также, оно было принято до изменений в определение «места жительства» в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поэтому с учетом нового законодательства и позиция судов может измениться.

    При регистрации по месту жительства подопечных детей к опекунам и попечителям согласие органа опеки и попечительства не требуется

    Такое разъяснение дано начальником Главного управления по вопросам миграции МВД России.

    В последнее время имеют место многочисленные обращения от опекунов и попечителей — жителей города Москвы, которым сотрудники территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России отказывают в регистрации по месту жительства их подопечных, опека (попечительство) над которыми установлена в других субъектах Российской Федерации, в жилые помещения в городе Москве, находящиеся в собственности опекунов (попечителей) в которых они зарегистрированы по месту жительства и проживают совместно с подопечными.

    Необходимость регистрации подопечных по месту жительства в городе Москвы вызвана тем, что дополнительные гарантии и льготы для подопечных в городе Москве предоставляются при условии наличия у них регистрации по месту жительства в городе Москве. Это касается предоставления социальных и медицинских услуг, реабилитационных услуг и средств реабилитации для подопечных, имеющих проблемы со здоровьем, дополнительного образования, бесплатного проезда городским общественным транспортом, заключения в отношении этих подопечных договоров о приемной семье.

    Отказы в регистрации подопечных в жилых помещениях, находящихся в собственности опекунов (попечителей), должностные лица территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России мотивируют необходимостью предоставить согласие органов опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства подопечных в жилые помещения их законных представителей.

    Между тем, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. № 713 (далее — Правила регистрации), отсутствует требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).

    Согласно пункту 28 Правил регистрации, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

    Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 г. № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Административный регламент).

    Положения Административного регламента не могут противоречить Правилам регистрации, как правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и устанавливать ограничения и условия регистрации (в том числе для несовершеннолетних подопечных в жилые помещения их опекунов (попечителей), не предусмотренные Правилами регистрации.

    Административный регламент, также как и Правила регистрации, не предусматривает требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).

    Административный регламент (в отличие от Правил регистрации) предусматривает предоставление согласия органа опеки и попечительства лишь при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания. Это согласие предоставляется на изменение места пребывания или места жительства ребенка (пункт 136).

    Пункт 136 Административного регламента логично рассматривать в системном единстве с пунктом 135, который позволяет гражданам, выбывающим к новому месту жительства, перед выездом сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

    В связи с создавшейся ситуацией, Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованская обратилась за разъяснениями к начальнику Главного управления по вопросам миграции МВД России О.Е.Кирилловой и Министру юстиции Российской Федерации А.В.Коновалову с вопросом о том, являются ли обоснованными требования сотрудников территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России при регистрации по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящихся в собственности их опекунов (попечителей), предоставлять письменное согласие на такую регистрацию соответствующего органа опеки и попечительства (письмо размещено на нашем сайте в разделе «Законодательство» — «Федеральное законодательство» — «Письма и рекомендации федеральных ведомств» )

    В письме начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России от 02.03.2021 г. № 3/187701771993 (размещено на нашем сайте в том же разделе) указано:

    «Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

    Установленный Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. № 713 (далее – Правила), перечень документов, необходимых для регистрации, в том числе, лиц, находящихся под опекой, не может быть расширен, так как это приведет к разрешительному характеру регистрации.

    Таким образом, нормы Правил и Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2021 г. № 288 (далее – Административный регламент) не содержат требований предъявления письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства при регистрации по месту жительства указанной категории граждан.

    Кроме того, при переработке Административного регламента, его пункт 136, предусматривающий представление письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания, исключен.

    Соответствующие разъяснения направлены в ГУ МВД России по г. Москве».

    В письме заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В.Новака от 28 февраля 2021 г. № 08/27472-ДН (размещено на нашем сайте, в том же разделе), в частности указано:

    «Статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2021 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплен перечень полномочий органов опеки и попечительства.

    При этом ни указанным перечнем, ни иными федеральными законами, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. № 713 (далее – Правила), не установлено полномочие органов опеки и попечительства по выдаче письменного согласия на регистрацию по месту жительства подопечных в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности опекунам (попечителям) и находящихся в иных субъектах Российской Федерации.

    Вместе с тем пунктом 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2021 г. № 288 (далее – Регламент), снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Регламентом. При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

    Таким образом, полагаем, что Регламентом на опекунов (попечителей) возлагаются дополнительные обременения, связанные с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан в их жилых помещениях, не предусмотренные федеральным законодательством.

    В настоящее время в Минюсте России ведется работа по регистрации приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», которым признается не подлежащим применению приказ Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288.

    В представленном на регистрацию Административном регламенте требование представления согласия органов опеки и попечительства при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания не предусмотрено».

    Указанные разъяснения, прежде всего, письмо Главного управления по вопросам миграции МВД России от 02.03.2021 г. № 3/187701771993, могут быть представлены опекунами (попечителями) при подаче заявлений о регистрации по месту жительства их подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности этих опекунов (попечителей).

    В случае отказа в регистрации подопечных следует обращаться с жалобами к начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве Сергиенко Дмитрию Владимировичу (адрес: 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4, https://77.мвд.рф/ms).

    Деятельность Центра по информированию о правовых позициях органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

    Принцип регистрации опекуна по месту жительства опекаемого

    Установленные нормы действующего законодательства максимально подробно описывают, как должна оформляться регистрация в различных ситуациях.

    Для каждого отдельного случая предусматриваются свои правила оформления прописки, включая как сроки, так и саму процедуру оформления.

    В связи с этим, если проводится регистрация опекуна по месту жительства опекаемого, ему стоит ознакомиться с тем, как проводится данная процедура в 2021 году.

    Необходимость по закону

    В соответствии с нормами, указанными в Законе №159-ФЗ, изданным 21 декабря 2021 года, подопечные дети должны в обязательном порядке регистрироваться на территории жилых помещений, которые не являются их основным местом проживания, если данное жилье занято семьей опекуна или приемной семьей.

    Данная процедура проводится на основании документов, которые подтверждают факт установления опеки указанным лицом. Другими словами, подопечный ребенок должен в обязательном порядке прописываться по адресу проживания своего опекуна до того момента, пока не достигнет совершеннолетнего возраста.

    Даже регистрация подопечного несовершеннолетнего ребенка не предусматривает необходимость получения какого-либо согласия со стороны владельца предоставленной недвижимости или же каких-либо других лиц, имеющих право собственности на данное жилье.

    Порядок прописки

    В соответствии с правилами, установленными действующим законодательством, опекун может зарегистрироваться в той квартире, которая на данный момент занимается опекаемым им ребенком. При этом перед тем, как подавать соответствующее заявление о регистрации в паспортный стол, лучше всего опекуну как можно тщательнее изучить условия, прописанные в составленном соглашении об опеке, и в частности, прочитать пункт, устанавливающий правила и условия, на которых осуществляется проживание и использование указанной недвижимости.

    Убедившись в том, что нормами указанного документа не ограничивается возможность совместного проживания в недвижимости опекаемого, опекун получает право на то, чтобы подавать обращение в уполномоченные органы опеки.

    В заявлении нужно в обязательном порядке четко указать причины, на основании которых человек хочет получить прописку по адресу проживания опекаемого, а помимо этого, в этом же документе должна быть изложена просьба о выдаче разрешения на оформление прописки в муниципальной недвижимости, занимаемой лицом, находящимся под опекой.

    После того, как будет получен соответствующий ответ от уполномоченных сотрудников органа опеки, опекуну нужно будет подать обращение в местный муниципальный орган для того, чтобы государственные служащие дали свое разрешение на оформление прописки на территории муниципальной недвижимости, а также заручиться письменным согласием на проведение данной операции от каждого гражданина, имеющего регистрацию в указанном жилье на данный момент.

    После сбора полного пакета всей необходимой документации уже может подаваться соответствующее обращение в паспортный стол с целью оформления регистрации по месту проживания опекаемого ребенка.

    Отдельное внимание стоит уделить тому, что в данном случае предусматривается только возможность оформления временной регистрации, так как свидетельство предоставляется только на срок опеки или тот промежуток времени, который установлен муниципальными службами и органами опеки.

    Помимо всего прочего, опекун не должен забывать о том, что органы опеки довольно пристально следят за тем, насколько соблюдаются права опекаемого ребенка, в связи с чем при обнаружении каких-либо нарушений недобросовестного гражданина могут просто отстранить от взятых на себя обязанностей, что приводит, соответственно, к последующему снятию с регистрационного учета.

    Временная и постоянная регистрация опекуна по месту жительства опекаемого

    До того, как ребенок достигнет совершеннолетнего возраста, его опекуну может быть предоставлена регистрацию по месту его проживания. При этом стоит отметить тот факт, что в данном случае предусматривается упрощенный порядок прекращения прописки, который, в первую очередь, отвечает интересам замещающих родителей. При этом стоит отметить тот факт, что оформление постоянной регистрации для опекунов на сегодняшний день не предусматривается.

    Ключевая проблема с оформлением постоянной регистрации по месту проживания заключается в том, что в соответствии с пунктом 31 Правил оформления прописки или снятия с регистрационного учета, установленных Постановлением Правительства №713, человек может сниматься с регистрационного учета только в том случае, если признается безвестно отсутствующим, меняет своего место проживания, признается умершим или самостоятельно выселяется из занимаемого жилья.

    Таким образом, автоматическое снятие с постоянной регистрации опекуна после достижения ребенком совершеннолетнего возраста не предусмотрено, в связи с чем он может проживать по указанному адресу неограниченное количество времени.

    Более того, ребенка в данном случае не могут поставить в очередь на получение отдельного жилья, так как он имеет право на использование жилья опекуна.

    Часто задаваемые вопросы

    Что такое усыновление? На сегодняшний день данная форма воспитания детей-сирот является наиболее оптимальной, так как в процессе усыновления ребенка между ним и опекуном возникают точно такие же правовые отношения, которые формируются после рождения ребенка между ним и родителями. Усыновление осуществляется после подачи соответствующего заявления в суд заинтересованными лицами.
    Как стать опекуном? Опека или попечительство устанавливается над теми детьми, которые остались без родителей с целью их воспитания, содержания и предоставления образования. В данном случае в качестве опекунов являются лица, назначенные руководством органа местного самоуправления, причем обязанности будут исполняться абсолютно безвозмездно. Какие-либо правоотношения между опекунами и детьми полностью прекращаются после того, как подопечный достигнет совершеннолетнего возраста.
    Как формируется приемная семья? Формирование приемной семьи осуществляется на основании соглашения о передаче ребенка на воспитание в определенную семью. Данное соглашение заключается между приемными родителями и органами опеки.

    Что нужно для оформления регистрации? — прежде всего понадобится паспорт гражданина, а остальной перечень документов можно узнать в МФЦ или ФМС.

    Где получить справку о регистрации по форме 8 — мы расскажем далее.

    Бланк справки о месте регистрации вы можете найти в этой статье.

    Место жительства подопечного

    Наступило лето и пошли опять вопросы о том, что такое место жительства. Почему именно летом? Потому что именно летом хочется его сменить. Ну, как минимум, выйти на улицу. 

    Итак, отвечаем.

    Что такое место жительства

    Место жительства определено в законодательстве максимально четко. Максимально для применения этого термина. Итак, место жительства — это то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. 

    Больше в законе не сказано ничего. Вопрос о регистрации по месту жительства не имеет значения для определения того, живет человек по какому-то адресу или не живет. Имеют значение другие обстоятельства. Например, жилое ли это помещение, на каких основаниях живет там человек и т.д. Но еще раз: место жительства определяете вы сами. Верховный суд объясняет, что суду в каждом конкретном случае нужно устанавливать действительно ли человек живет там постоянно или преимущественно, или только зарегистрирован, но не проживает.

    Статья 20 Гражданского кодекса четко показывает именно такое определение места жительства, а ни какое другое. Поэтому когда мы говорим про место жительства, вы конечно можете открыть паспорт и показать то место, где вы зарегистрированы по месту жительства, но эти места могут и не совпадать. Вот это самое главное, что нужно понимать про место жительства. Его выбираете вы и оно совершенно не означает прописку.

    Место жительства подопечного

    Местом жительства подопечного является место жительства его опекуна. Как неоднократно показывал Верховный суд в разных делах, местом жительства подопечного, находящегося на попечительстве, т.е. подопечного старше 14 лет, также является место жительства его попечителя. И только в очень редких случаях, а именно, когда органом опеки специально разрешено раздельное проживание попечителя и ребенка, который находится на попечении (такой ребенок может быть только старше 16 лет), вот только в этом случае место жительства подопечного и попечителя не совпадают. Во всех остальных случаях и опекун, и попечитель обязаны проживать вместе со своим подопечным в одном жилом помещении, жить вместе по одному месту жительства.

    А регистрация никакого принципиального значения в данном вопросе не имеет. Это вопрос именно фактического проживания.

    В случае, когда мы говорим про родителей и детей, или про усыновителей и усыновленных (это одно и тоже в данном случае), все могут проживать где хотят. Никаких вопросов у органа опеки и попечительства быть не должно. Живите как хотите. Хотите отправляйте детей в деревню к дедушке, к бабушке, в пионерский лагерь, вообще не живите с ребенком, отправляйте его с одним из родителей или вместе с какими-то знакомыми. Вы родитель (усыновитель имеет те же самые права) ребенку, и живите как хотите. Сюда закон не вмешивается.

    Совсем другая история, если ребенок находится у вас под опекой или на попечительстве.

    Во-первых, ребенок этот не ваш. Вы не являетесь ему мамой или папой. За его благополучием следите не только вы, но и огромный штат органов опеки и попечительства. Они также должны смотреть, чтобы с ребенком было все в порядке и ребенок получал то, что ему положено по закону. Одна из вещей, которая положена ребенку по закону (статья 148 пункт 1 Семейного кодекса РФ): “Дети, находящиеся под опекой или попечительством имеют право на воспитание в семье опекуна или попечителя, заботу со стороны опекуна или попечителя, совместное с ним проживание, за исключением случаев, которые прямо указаны в законе”. О которых я уже говорил.

    Из всего это следует, что опекун не может жить отдельно от ребенка. Фактически не может проживать. Где он прописан, зарегистрирован и прочие бумажки — это имеет вторичное значение. Важно совместное фактическое проживание.

    Значит ли это, что опекун, например, не может уехать в командировку? Нет, не значит. Опекун может уехать в командировку, но вот с кем останется ребенок в этот момент — большой вопрос. Если ребенок совсем маленький, просто так его оставить и уехать, наверное, невозможно, потому что ребенок сам за собой не проследит. А кто за ним проследит? Либо человек по договору — няня. Либо родственник. Вот здесь большие вопросы. Государство доверяло ребенка именно вам, а вот вашему родственнику оно его не доверяло. Поэтому или договор (учреждение или няня), или никак. Ваша обязанность быть вместе с ребенком всё время. Отправить его отдохнуть можно, и даже можно без вашего присутствия, но в данном случае мы также имеем дело с оказанием услуг по договору, и они могут быть оказаны ребенку. Например, услуги по оздоровлению или услуги по пребыванию в каком-то там лагере, а также экскурсионное обслуживание. Предоставлены такие услуги могут быть и без вашего присутствия, но это не значит, что вы куда-то делись. Вы находитесь, если не рядом, то на расстоянии одного телефонного звонка, а за благополучие ребенка в конкретный момент несет ответственность та образовательная или другая организация, в которой ребенок находится в этот момент. 

    Вот такое расставание с подопечным возможно. А вот отправить ребенка на деревню к дедушке к Алексею Макаровичу или какому-то другому у вас не получится, потому что фактически у ребенка дедушки нет. Это ваш отец или ваш другой родственник, а у ребенка родственники остались старые. Вы лишь опекун. Вот это очень часто забывают, поскольку отношения между людьми гораздо интереснее, чем описаны в кодексе. Часто ребенок называет опекуна мамой, а опекун называет его собственным ребенком, но тем не менее юридически этот вопрос решен именно так. Ребенок не ваш.

    Кстати, небезынтересным является вопрос: а можно ли отправить ребенка, который у вас находится под опекой, к кровным родственникам? Например, если у него есть вполне вменяемая тетя, вполне вменяемая бабушка. 

    Нет, нельзя. Потому что в этот момент вы являетесь законным представителем, и вы не можете никак передать свои права законного представителя, будучи опекуном. Поэтому никаких кровных родственников без вашего присутствия, к сожалению, не получится.

    Так что делать опекуну? Ничего другого, кроме как проживать с подопечным, причем до 18 лет. Вы должны жить в одном жилом помещении, и вы должны предоставлять свою семью для проживания этого ребенка. Надо понимать, что нарушение этих прав и неисполнение этих обязанностей — достаточно серьезный аргумент для того, чтобы ставить вопрос об отмене опеки, и ребенок из вашей семьи может исчезнуть. 

    Живите вместе, и всё у вас получится!

    Место жительства и место регистрации («прописки»)

    Место жительства и место регистрации («прописки») — аспекты правоприменения при назначении опеки.

    Как устанавливается и постановлением Правительства от 18 мая 2021 года № 423 (об опеке и попечительстве), и постановлением Правительства от 29 марта 2021 года № 275 (об усыновлении), граждане, желающие стать опекунами, попечителями, приёмными родителями и, конечно, усыновителями, должны обращаться в орган опеки и попечительства по месту жительства.

    При этом, при определении понятия «места жительства» возникают вполне ожидаемые сложности, и различия в правоприменительной практике.

    С одной стороны, место жительства гражданина определено в Гражданском кодексе РФ (ГК) как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. С другой, существовала (и существует) регистрация по месту жительства (её неправильно, опираясь на воспоминания, называют частенько «пропиской»). У множества людей эти два места не совпадают. Причём часто даже в пределах одного населённого пункта (Москва — пример такого тотального несовпадения).

    В середине 90-х годов, после принятия действующего ГК с применением этого понятия возникало немало трудностей, и этот вопрос, в том или ином виде, постоянно ставился перед Конституционным судом, который, в конце концов, выработал очень понятный и чёткий ответ на этот вопрос: наличие или отсутствие регистрации по месту жительства — не основание для ограничения или условие для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством. Позднее, эта норма была включена в статью 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 2021 года № 5242-I.

    С тех пор утекло много воды и сломано много копий. Но, как оказывается, тема с «пропиской», благополучно погибшая с принятием упомянутого закона, возникла вновь. Вспомнили о ней (внезапно!) органы опеки и попечительства.

    Выглядит это примерно так.

    Алевтина (все имена и все данные изменены) живёт в Москве уже 12 лет, сменила за это время несколько квартир, но последние 4 года живёт в Выхино. Поэтому, когда она решила принять под опеку в свою семью ребёнка (а потом и усыновить), она обратилась в соответствующий отдел социальной защиты с заявлением, в порядке установленном постановлением Правительства № 423, о выдаче ей заключения о возможности быть опекуном.

    Орган опеки зачем-то созвал по этому поводу «комиссию» (об их законности, легитимности и ценности их решений — отдельный разговор, я уже писал об этом), долго мучил Алевтину разными глупыми вопросами, и, в конце концов, заставили ждать её не 10 положенных дней, а почти месяц.

    Через месяц гора родила мышь. Это было на полутора листочках объяснение, что, поскольку Алевтина «прописана» в Уфе, то туда ей и надо обращаться, и там ей что-нибудь  и выдадут. А её 12-летнее продолжающееся проживание в Москве (и четырёхлетнее — в том самом районе, за  углом от опеки, в сущности) — забудьте.

    Опека пишет, мол, читайте Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу перемещения…» и там «место жительства» определено, как место (жилое помещение), где человек зарегистрирован по месту жительства. И поэтому, всего вам доброго, и счастливого пути в Уфу.

    Разумеется, такой подход не основан на законе.

    Понятие «место жительства» для всех вопросов, связанных с опекой или усыновлением, надо брать из Гражданского кодекса, а не из какого-то другого закона. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу перемещения…» действительно содержит несколько определений  различных понятий. Однако, все эти определения — и об этом даже прямо указано в самом тексте закона — даны «в целях настоящего закона». Иными словами, если вы читаете «место жительства» в постановлении Правительства о порядке регистрации по месту жительства, принятом в развитие (и на основании) этого закона — читайте определение в нём.

    Если вы берёте вопрос, регулируемый семейным законодательством — вопросы простановки печати в паспорт вас не касаются. Вам, в полном соответствии с Семейным кодексом (СК), следует применять понятия или описанные в Семейном кодексе, или, если их там нет, брать их из Гражданского.

    Закон «Об опеке и попечительстве» принят на основании Гражданского кодекса, постановление Правительства (и 275-е, и 423-е) — приняты на основании Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и Семейного кодекса. И понятия, которые применяет в данном случае правительство, должны применяться так, как они описаны в ГК и СК.

    А не выискивать в терминах, условно говоря, Воздушного кодекса, толкования для Водного.

    К счастью, столкнувшись с такой проблемой, Департамент социальной защиты населения Москвы, запросил толкование указанной «коллизии» (надуманной, но, увы, распространённой) в Министерстве образования и науки. Письмом от 25.09.2015 № 07-3083, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки ответил, что «органу опеки и попечительства при обращении граждан, желающих быть усыновителями или выразивших желание стать опекунами, необходимо руководствоваться статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации».

    Таким образом, вне зависимости от того, зарегистрированы ли вы по месту жительства в том месте, где постоянно или преимущественно проживаете, орган опеки и попечительства должен рассмотреть ваше заявление о выдаче заключения о возможности быть опекуном или усыновителем.

    Важно отметить, что проживать в указанном месте вы должны на законных основаниях, и документы об этом нужно представить в орган опеки. Это может быть, например, документ о вашем праве собственности на данное жильё, договор найма, договор безвозмездного пользования или иной документ, на основании которого вы проживаете в данном жилом помещении.

    В случае отказа от приема вашего заявления, нужно его всё-таки сдать, получить отказ в письменном виде (если после разъяснения Минобрнауки рискнут), и далее, я бы рекомендовал обратиться в прокуратуру, поскольку это уж совершенно очевидное и простое нарушение, которое легко поправить одним движением прокурорской брови.

    В конце концов, именно так и нарушаются права детей жить и воспитываться в семье: маме просто не дают стать мамой.

    Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву, руководитель «Команды адвоката Жарова»

    01/10/2015 (обновлено 26/04/2021)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: