Увеличение кадастровой стоимости земель в 2021 году: с чем связано

С 2021 года оспаривание кадастровой стоимости происходит по новым правилам. Придется немало потрудиться, если вы не довольны результатами кадастровой оценки.

Изменение кадастровой стоимости в 2021 году

Еще в 2021 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости с 2021 года.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2021 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Два главных изменения 2021 года:

  1. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости. Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

В обход комиссии

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными…# Кадастровые работы

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

  • кадастровая стоимость
  • рыночная оценка

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году?

Новые правила определения стоимости по кадастру на земельный участок. Что ждать собственникам? Постепенно в субъектах начинает проводиться переход на новый метод определения цены по кадастру на объекты имущества недвижимого характера. На вопрос, как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году, можно сказать, что появился кардинально новый подход. На основании ФЗ № 334 от 03 августа 2021 года зафиксировано три ведущих изменения, касающиеся цены по кадастру.

Нововведения в сфере кадастра

Основное изменение, с которым столкнулись собственники объектов недвижимости в 2021 году коснулось периода исчисления налогов и его применения к размеру стоимости. Теперь она рассчитывается из данных, вписанных в единый реестр по состоянию на 1 января 2021 года.

Теперь, если гражданин подает обращение в судебные инстанции об оспаривании размера стоимости, а решение приняли уже после января 2021 года, то налог будет исчисляться с даты применения стоимости по кадастру, которые были предметом спора.

В налоговом законодательстве указано, что перерасчет размера выплат может быть осуществлен только за предыдущие три года.

Особенности переоценки массового характера

В 2021 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2021 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2021 года.

Взаимосвязь размера по кадастру и налога

С 2021 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2021 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2021 годом. В 2021 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

Особенности изменения

С 2021 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным,  тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2021 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

Процедура может быть инициирована только в трех случаях:
  1. Если последний раз стоимость по кадастру определялась в 2021 году, и наступило предельное время.
  2. При смене вида назначения или характеристик участка.
  3. Несогласие с прежними оценочными итогами.
Переоценка вне утвержденного законом срока может быть проведена по инициативе органов власти в следующих случаях:
  1. При необходимости проведения межевания.
  2. Если требуется ввести в эксплуатацию возведенный объект.
  3. Для проведения инфраструктуры.
  4. При изменении ситуации с ценами на рынке недвижимости.
  5. При переводе с ИЖС в сельхоз назначение, или, наоборот, при переводе в ИЖС.

Для Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрена возможность подачи заявления на пересмотр суммы по кадастру только в одном случае, если есть подозрения, что гражданин намеренно через комиссию сделал ее существенно меньше. При этом земля не должна принадлежать муниципалитету.

Конституционный Суд утвердил факты, по которым представительство от местных администраций может обращаться в судебные инстанции с целью проведения процедуры оспаривания стоимости, установленной комиссией.

Если в 2021 году собственник столкнется с нижеперечисленными ситуациями, ему предстоит изменение в стоимости по кадастру на участки:
  1. Если появилась необходимость во внеплановой поездке со стороны Администрации.
  2. Объединение наделов, ввод в эксплуатацию строений.

В 2021 году остается такой же порядок досудебного урегулирования проблем с земельными вопросами. У граждан остается право обращаться в комиссию по кадастровой стоимости. Такой способ снижается финансовую нагрузку, так как отсутствует необходимость оплачивать судебные издержки.

Как, когда и почему увеличивается кадастровая стоимость земли

Время чтения: 9 минут

Кадастровая стоимость земли (КСЗ) – это цена участка, устанавливаемая в целях налогообложения. Используемая как налоговая база при расчете имущественных налогов и сборов при сделках с недвижимостью, она часто бывает завышена, что дает повод для недовольства граждан. Еще больше критики вызывает увеличение кадастровой стоимости земель, происходящее в результате плановой переоценки. Как часто она происходит, кем проводится и почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Кем устанавливается кадастровая стоимость

В соответствии со ст. 24.12 » (далее – ФЗ № 135), единственный, кто может изменить кадастровую стоимость (КС) земли – это орган власти субъекта федерации или муниципалитета. Именно он:

  • принимает решение о проведении первичной кадастровой оценки;
  • утверждает ее результаты;
  • назначает срок следующей переоценки стоимости.

Однако оценка в целях установления КСЗ проводится не органом власти, а специальным бюджетным учреждением, созданным региональными властями и уполномоченным на проведение кадастровой оценки (ст. 6  , далее – ФЗ № 237).

Поскольку в большинстве регионов таких организаций пока нет, до 2021 года действует переходной период, а полномочия по определению КСЗ передаются, как правило, частным оценщикам. Согласно ст. 24.14 ФЗ № 135, с ними заключается договор на проведение оценки. После проведения работ по определению КСЗ, эксперты составляют отчет, результаты которого утверждаются вышеупомянутым органом власти.

Подробнее об этом читайте в материале «Кадастровая стоимость недвижимости».

Как часто производится переоценка КСЗ

Дата определения новой КСЗ зависит от того, когда была переоценка кадастровой стоимости последний раз. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, проведение кадастровой оценки осуществляется не чаще, чем раз в три года.

Что касается городов федерального значения (Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге), минимальный срок для переоценки сокращен до двух лет. В любом случае если речь не идет о внеочередной процедуре, следующая оценка должна проводиться не позже, чем через пять лет.

Региональный или муниципальный орган власти принимает решение о проведении переоценки, после чего на конкурсной основе выбирается оценщик, с которым заключается договор.

Эксперт, используя методы массового оценивания, определяет КСЗ для каждого подлежащего оценке земельного участка и формирует соответствующий отчет.

При изменении кадастровой стоимости земельных участков результаты новой оценки утверждаются органом власти региона или муниципалитета, а обновленные сведения вносятся в реестр недвижимости (ЕГРН).

Больше информации о сроках проведения переоценки в статье «Как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости».

Изменения в кадастровой стоимости в 2012-2017 годах

Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2021 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.

Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной.  Но так было лишь до 2021 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.

С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.

Фактическое применение КСЗ началось с 2021 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.

В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.

Это привело к массовому оспариванию КС. , только в 2021 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.

В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2021 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 19 от 03.07.2016, на период с 2021 по 2021 год КСЗ принимается как стоимость, определенная в ЕГРН на 01.01.2014 или на дату, с которой она начала впервые действовать, если первая кадастровая оценка производилась после 01.01.2014.

Данная норма не касается случаев, когда кадастровая стоимость после 1 января 2021 года снижалась – этот пересмотр остается действительным.

Таким образом, не имеет значения, с какого года повысилась КСЗ. Если это произошло с 2021 по 2021 год, действовать будет лишь первичная оценка кадастровой стоимости. По сути, это является гарантией того, что до 2021 года КСЗ не повысится – она может быть лишь снижена по результатам оспаривания или новой переоценки.

До 2021 года местные или региональные власти должны создать бюджетные организации, которые впредь будут заниматься оценкой. Планируется систематизирование их работы, благодаря чему результаты будут более объективными.

Изменения КСЗ в 2021 году

Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2021 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.

Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:

  • оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
  • первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
  • проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.

Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.

Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2021 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.

Подробности читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2021 году».

Причины завышения кадастровой стоимости

Тем, кто интересуется, почему подняли кадастровую стоимость на землю, следует знать, что это может быть связано с несовершенством методики оценки либо с ошибками, допущенными при ее проведении.

Так, приоритетным методом определения КС земель является способ массовой оценки. Он предполагает, что объекты недвижимости в пределах конкретных территорий подлежат группировке по видам разрешенного использования. Затем объекты группируются по ценовым зонам, на основе чего выводится удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый к каждому участку, исходя из его площади.

Этот подход не требует осмотра и изучения конкретного участка, в результате чего не учитываются его индивидуальные характеристики. Таким образом, выведенная в результате этого метода оценки КСЗ является не более чем усредненной стоимостью 1 м2 земли в пересчете на площадь конкретного участка. Логично, что такой показатель будет иметь значительную погрешность.

Второе основание для увеличения КСЗ – применение некорректных сведений об участке:

  • неправильных показателей площади;
  • недостоверного целевого назначения или вида использования;;
  • неактуальных данных при проведении расчетов;
  • игнорирование значимых дефектов участка и так далее.

Если оценщик допустит такие ошибки, итоговая КСЗ может вырасти в несколько раз. Наличие неточностей в расчете стоимости – законная причина для пересмотра результатов оценки.

Проведение переоценки

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, переоценка кадастровой стоимости земли может проводиться не чаще, чем раз в три года (2 года для городов федерального значения) и не реже, чем раз в 5 лет. Этот срок начинает исчисляться не с фактической даты проведения оценочных действий и не с даты определения КСЗ, а с момента утверждения результатов оценки заказчиком – органом местной или региональной власти.

По истечении трехлетнего срока уполномоченный орган самостоятельно принимает решение о проведении переоценки.

В рамках переходного периода такая переоценка может проводиться как по старым правилам (с привлечением частных оценщиков), так и по новым (путем создания бюджетного учреждения, проводящего оценку).

С 2021 года закон позволяет регионам проводить внеочередную переоценку.

Так, согласно ст. 19 ФЗ № 237, решение о проведении внеочередной переоценки принимается в случаях, когда:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КСЗ установлена рыночная стоимость.

Больше об этом в материале «Переоценка кадастровой стоимости земельного участка».

Как оспорить КСЗ

Если собственник участка считает КС земли завышенной, согласно ст. 22 ФЗ № 237, он имеет право оспорить ее. Не имеет значения, в каком году она была определена – можно сделать это до момента внесения в ЕГРН результатов новой переоценки.

Собственник вправе оспорить результат оценки в следующем порядке:

  • внесудебный – путем обращения в комиссию по рассмотрению споров, созданную при каждом территориальном подразделении Росреестра;
  • судебный – через обращение в суд с иском по оспариванию КСЗ и с обжалованием негативного решения комиссии при Росреестре.

Закон не обязывает собственника обращаться сначала в комиссию – он вправе сразу идти в суд. В любом случае для этого ему потребуется основание для обращения, которым может быть:

  • выявление ошибок, допущеных экспертом при проведении оценки и значительно завысивших итоговую КСЗ;
  • определение рыночной стоимости путем проведения независимой оценки по заказу собственника на дату определения КСЗ.

Подробности читайте в статье «Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка».

Законное основание для изменения КСЗ

Если изменилась кадастровая стоимость земли, для этого могут быть законные причины. Причем такое изменение не всегда происходит при проведении очередной оценки или оспаривании.

Дело в том, что ст. 16 ФЗ № 237 позволяет корректировать данные в отношении конкретных земельных участков в период между оценками в случае модификации качественных/количественных характеристик:

  • изменения фактического размера участка;
  • смены разрешенного вида пользования или целевого назначения;
  • перехода земли из одной категории в другую;
  • объединения нескольких земельных участков или, наоборот, разделения одного надела на несколько частей;
  • присвоения статуса особо охраняемой территории и так далее.

Если информация о таких изменениях поступает в ЕГРН, Росреестр в течение 3 дней передает ее бюджетной оценочной организации. Та, в свою очередь, на протяжении пяти дней проводит необходимые расчеты и в трехдневный срок с момента определения КСЗ вносит обновленные сведения в ЕГРН.

Если для такого определения недостаточно информации, организация-оценщик вправе запросить дополнительные данные у компетентных органов. Такая оценка впоследствии тоже может быть оспорена в порядке, описанном выше. Оспаривание возможно с момента внесения обновленных сведений в ЕГРН.

Возможные изменения в законодательстве 2021

Учитывая нынешние настроения в обществе и позицию властей, повышение кадастровой стоимости в 2021 году, вероятнее всего, не произойдет. О несовершенстве кадастровой оценки и выведенной в итоге КСЗ впервые высказался даже сам президент. В своем послании Федеральному собранию он негативно оценил факты значительного превышения кадастровой стоимости перед рыночной.

Президент отметил, что имущественные налоги должны быть посильны для населения, а механизм определения кадастровой стоимости предполагает получение завышенных цифр. В связи с этим  усовершенствовать методику определения КСЗ.

Конечная дата исполнения поручения – 15 июля 2021 года. На момент подготовки данной публикации неизвестно, изменилась ли методика – официальных сообщений не было. Однако действующая система не выдерживает критики, а потому в экспертном сообществе ожидают изменений, среди которых возможно:

  • введение максимальной суммы налога с сохранением действующей методики расчета (определение предела, выше которого налог не будет насчитываться);
  • внесение изменений в формулу расчета и стандарты оценки;
  • введение понижающего коэффициента, например, расчет имущественных налогов от КСЗ, сниженной на 30% (погрешность);
  • упрощение порядка обжалования и изменение состава комиссий по обжалованию при Росреестре.

Эксперты едины во мнении – сделать кадастровую оценку безошибочной невозможно. Потому потенциальные изменения вызывают скепсис.

Как уменьшить КСЗ

Единственная возможность уменьшить кадастровую стоимость участка – это оспорить ее. Как упоминалось выше, для этого необходимо подать в комиссию при Росреестре заявление на пересмотр либо обратиться в суд.

Чаще всего применяется стратегия определения КСЗ на основе рыночной стоимости: согласно , если в отношении объекта установлена рыночная стоимость, она принимается как кадастровая.

Рыночная стоимость – это результат индивидуальной оценки, учитывающий все значимые характеристики конкретного объекта, начиная с площади и заканчивая проведенными коммуникациями.

Этот показатель является наиболее объективным, а потому должен быть определен на ту же дату, что и КСЗ. Для определения рыночной стоимости заинтересованное лицо:

  1. Обращается к частному независимому оценщику.
  2. Заключает с ним договор и предоставляет необходимый доступ.
  3. Получает отчет об оценке с объективной рыночной стоимостью.
  4. С отчетом и пакетом документов отправляется в комиссию при Росреестре или в суд.


Важно: чтобы оценка была максимально объективной, следует обращаться к квалифицированным оценщикам с хорошей репутацией на рынке.

Объективность оценки – главный критерий для успешного оспаривания завышенной КСЗ. Если у суда возникнут сомнения, он назначит независимую судебную экспертизу и сам выберет оценщика. Как показывает практика, в таком случае итоги судебной оценки оказываются на 20-50% выше, чем результаты, представленные заявителем.

Как узнать КСЗ

Чтоб оспорить КСЗ, для начала необходимо узнать ее размер. Так как кадастровая цена является неотъемлемым атрибутом сведений из ЕГРН, а сам реестр является публичным, у любого заинтересованного лица есть доступ к КСЗ конкретного участка.

Такие сведения предоставляются гражданам бесплатно на основании запроса в Росреестр. Есть и другие способы, например, интернет-ресурсы. Среди самых распространенных инструментов выделяются следующие:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Все они позволяют получить необходимые сведения в считаные минуты.

Кроме того, доступ к данным о КСЗ предоставляется при личном обращении в офис Росреестра либо в ближайшее отделение МФЦ.

Подробная инструкция опубликована в материале «Как узнать кадастровую стоимость земли».

Заключение

Учитывая сказанное, можно сделать ряд важных выводов:

  • определение кадастровой стоимости осуществляется по решению органа местной или региональной власти не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет;
  • ранее привлекались частные оценщики, но после внесения изменений в законодательство эти функции были переданы новообразованным бюджетным организациям;
  • с 2021 по 2021 год КСЗ остается на уровне, установленном на 01.01.2014 или позже, если она проводится впервые (кроме случаев снижения КСЗ);
  • кадастровая цена участка может вырасти в этот период лишь в случае качественных или количественных изменений в отношении такого надела;
  • заинтересованное лицо вправе оспорить КСЗ в специальной комиссии или суде.

Как узнать кадастровую стоимость: Видео

Проведение кадастровой оценки недвижимости в 2021 году и переход на новую систему налогообложения.

19 сентября, в Управлении Росреестра по Курганской области состоялся брифинг на тему, затрагивающую интересы широкого круга общественности – проведения кадастровой оценки недвижимости в 2021 году и перехода на новую систему налогообложения.

Спикерами выступили: руководитель Управления Росреестра по Курганской области О.В. Молчанов, генеральный директор ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» Александр Чередниченко, начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Курганской области Наталья Комарских.

С 1 января 2021 года для исчисления налога на недвижимость будет применяться не инвентаризационная, как ранее, а кадастровая стоимость объекта. Грядущие изменения определены федеральным законодательством и касаются всех регионов России. Боле того, 80 субъектов страны уже перешли на новую систему налогообложения.

Уплата налога на имущество физических лиц по новым правилам начнется в 2021 году (за 2021 год).

«Целый ряд объектов недвижимости, зарегистрированных с 2021 года, не облагался налогом из-за отсутствия инвентаризационной стоимости. И таких объектов немало – более 89 тысяч по всей Курганской области. С переходом на новую систему эти объекты попадают под налогообложение», – пояснил Олег Молчанов.

         Проведением кадастровой оценки объектов недвижимости, с использованием единой для всех субъектов РФ методологии, займется ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» (далее – ГБУ). Постановлением Правительства региона принято решение о проведении в 2021 году государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области (за исключением земельных участков). Порядок установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

         «Ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости по всей стране определяли так называемые независимые оценщики, ту стоимость, которую они высчитали, затем утверждали региональные власти. Теперь же всё по-другому, можно сказать, что сейчас кадастровая оценка перешла в руки государства. До 1 января 2021 года мы проводим подготовительные мероприятия: собираем и обрабатываем информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости. И я бы настоятельно рекомендовал всем собственникам, чьи объекты недвижимости подвергались реконструкции (была уменьшена или увеличена площадь, заменен материал стен и так далее) обратиться в ГБУ с декларацией о характеристиках объекта недвижимости. Эта информация будет учтена учреждением при определении кадастровой стоимости, и сделать это нужно до 31 декабря текущего года», — отметил Александр Чередниченко.

В установленные законом сроки ГБУ определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости, составляет и размещает на своем сайте проект отчета, а также направляет его в Росреестр для проверки на соответствие установленным требованиям и для размещения в Фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра.

На этом этапе возможна корректировка промежуточных результатов. Любое заинтересованное лицо может представить свои замечания к промежуточным отчетным документам в течение 50 дней со дня их размещения на сайте Росреестра. Замечания могут быть представлены напрямую в ГБУ, а также через портал госуслуг или через МФЦ. По итогам рассмотрения замечаний кадастровая стоимость может быть пересчитана. При этом специалисты отмечают, что пересчет может быть сделан, даже если собственник не подавал свои замечания, но они подавались иными лицами. К примеру, если ваш сосед по многоквартирному дому докажет, что при определении кадастровой стоимости его квартиры была допущена ошибка, ГБУ пересмотрит оценку всех остальных квартир в этом доме.

После окончательного утверждения кадастровой стоимости объектов недвижимости механизм ее оспаривания также будет доступен. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Безусловно, всех интересует главный вопрос – произойдет ли увеличение налога?

«Специалисты Налоговой службы анализировали ситуацию и пришли к выводу, что существенного роста налога не произойдет, более того, по некоторым объектам он даже снизится. В любом случае к каждой ситуации,  к каждому объекту требуется индивидуальный подход. Конкретные ставки налога до конца 2021 года будут установлены органами местного самоуправления. Однако, Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что  максимальные ставки для жилых домов, квартир, комнат составят 0,3%, в отношении прочих объектов налогообложения – 0,5%, тогда как сейчас максимальная ставка налога, исходя из инвентаризационной стоимости, составляет – 2%», – рассказала Наталья Комарских.

При новой схеме налога сохраняются применяемые ранее налоговые преференции. В списке льготников: пенсионеры, ветераны всех категорий, инвалиды 1 и 2 группы, граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах и другие категории. Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает уменьшение суммы налога путем снижения налогооблагаемой площади. Вычеты предоставляются на следующие типы недвижимости: комнаты – 10 кв. м.; квартиры – 20 кв. м.; частный дом – 50 кв. м. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению, налоговая база будет равна нулю, и платить ничего не придется. Это актуально, например, для небольших частных домов.

В заключение брифинга спикеры ответили на вопросы журналистов и порекомендовали внимательно следить за сообщениями в СМИ, обязательно ознакомиться с промежуточными результатами кадастровой оценки, которая в конечном итоге ляжет в основу налога не недвижимое имущество.

                                 

Оспариваем кадастровую стоимость с 2021 года по-новому

Переходный период.

С 1 января 2021 года закончился переходный период, который длился с 1 января 2021 года и позволял пересматривать и оспаривать результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, руководствуясь нормами двух законов «Об оценочной деятельности в РФ» (№ 135-ФЗ от 29.07.1998 г) и «О государственной кадастровой оценке» (237-ФЗ от 3.07.2016 года).

Теперь для проведения кадастровой оценки объектов недвижимости действуют новые правила. Законодатель надеется данными новшествами уменьшить количество судебных дел, которые, к сожалению, из года в год растут. Споры о величине кадастровой стоимости растут с геометрической прогрессией, впрочем, как порой и сама кадастровая стоимость.

Новые правила.

Основанием для пересмотра кадастровой стоимости являются либо установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость либо недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Теперь оценка и оспаривание ошибочной кадастровой стоимости проводятся только по Закону о кадастровой оценке, принятому в 2021 году. Данный закон установил принципы государственной кадастровой оценки, а именно единство методологии определения кадастровой стоимости, непрерывная актуализация сведений, которые необходимы для определения кадастровой стоимости, открытость и независимость процедур кадастровой оценки на каждом этапе, проверяемость результатов определения кадастровой стоимости и их экономическая обоснованность.

Как и ранее споры рассматривает комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, что указано в частях 1 и 2 ст. 22 Закона о кадастровой оценке. Порядок работы комиссий определяется приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2021 года № 620.

Также споры о результатах определения кадастровой стоимости рассматриваются в судах. Ранее юридическим лица необходимо обязательно до суда обратиться в комиссию, теперь досудебный порядок не обязателен.

Еще одно новшество, теперь государственную кадастровую оценку проводит не оценочная организация, а бюджетные учреждения в соответствии с методическими указаниями. Проверяют их власти регионов РФ.

Государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Но теперь появилась возможность проведения внеочередной кадастровой оценки. Воспользоваться ей можно, если индекс рынка недвижимости в субъекте Российской Федерации со дня проведения последней кадастровой оценки снизился на тридцать процентов и более. Если кадастровая стоимость, полученная при проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, превышает кадастровую стоимостью, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости на дату проведения такой оценки, кадастровая стоимость измениться не может.

Если все же кадастровая стоимость вашего объекта недвижимости завышена, что влечет за собой повышение размера налога на имущество или земельного налога, то придется оспаривать данную стоимость.

Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости в 2021 году.

Согласно Закону о кадастровой стоимости оспорить кадастровую стоимость можно с со дня внесения в Реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости недвижимости до дня внесения в Реестр недвижимости новой стоимости.

Собственнику недвижимого имущества следует обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, по решению которого проводится государственная кадастровая оценка или МФЦ как лично, так и почтовым отправлением или с использованием сети Интернет, включая сайт государственных и муниципальных услуг.

Для этого нужно написать заявление и приложить документы:

1. Копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект.

2. Выписку из Реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

3. Отчет об оценке рыночной стоимости в бумажном и электронном виде (на диске).

Заявление, поданное в комиссию, рассматривается в течение месяца. В течение семи рабочих дней присылается уведомление о принятии к рассмотрению заявления. По результатам рассмотрения заявления комиссия выносит либо решение об определении кадастровой стоимости в размере рыночной, либо обоснованное решение об отклонении заявления об оспаривании. Решение комиссии можно оспорить в суде.

Если решите обращаться в суд, то готовится исковое заявление и к нему прикладываются указанные выше документы, оплачивается государственная пошлина.

Смеем надеяться, что с введением новых правил проведения государственной кадастровой оценки, споров о результатах определения кадастровой стоимости станет меньше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: