НДС при выкупе муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС при выкупе муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- НДС:
- 18210301000010000110
- 18210301000011000110
- 18210301000012100110
- 18210301000013000110
- Ещё…
Судебная практика: НДС при выкупе муниципального имущества
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Инспекция пришла к выводу о наличии у предпринимателя как налогового агента обязанности исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС при перечислении администрации стоимости приобретенного муниципального имущества на основании договора купли-продажи здания и земельного участка. По мнению предпринимателя, в связи с тем что договор купли-продажи недвижимого имущества заключен с ним как с физическим лицом, именно администрация, обладая достоверными сведениями о заключении договора купли-продажи с физическим лицом, обязана была самостоятельно исчислить и уплатить НДС. Суд поддержал вывод инспекции о наличии у предпринимателя в силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС при перечислении администрации выкупной стоимости муниципального имущества, приобретаемого в собственность для предпринимательской деятельности лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: НДС при выкупе муниципального имущества
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимостиПолагая, что общество ошибочно излишне уплатило сумму НДС сверх выкупной цены приобретаемого муниципального имущества, в результате чего департамент обогатился за его счет на спорную сумму налога, которая подлежит оплате в бюджет на основании части 3 статьи 161 НК РФ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДССитуация актуальна для отношений, возникших до 01.04.2011 для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые выкупают в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее казну (казну России, республики в составе России, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), а также муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Нормативные акты: НДС при выкупе муниципального имущества
ФНС России от 07.05.2021 N СА-4-7/8614
По мнению налогового органа, приобретение и продажа помещений является предпринимательской деятельностью, с дохода от которой подлежали исчислению и уплате НДФЛ и налог на добавленную стоимость (далее — НДС). Вместе с тем предприниматель в нарушение пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса не исполнил функции налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с выкупной стоимости муниципального имущества по договорам купли-продажи и не представил налоговые декларации по НДС.
Информация ФНС России
Предприниматель, не согласившись с инспекцией, обратился в суд. Он сослался на то, что НДС был уплачен им Комитету в составе выкупной стоимости муниципального имущества при его приобретении.
Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом
Ситуации, когда организации или ИП участвуют в сделках с госимуществом, не так уж редки. Рассмотрим, когда арендаторы и покупатели приобретают статус налоговых агентов и что понимается под сделками с госимуществом.
Налоговый агент – арендатор госимущества
Когда обязанности агента у арендатора не возникают
Налоговый агент – покупатель имущества казны
Итоги
Налоговый агент – арендатор госимущества
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (далее мы будем использовать общий термин «госимущество») вы становитесь налоговым агентом, если арендодателем выступает:
- Орган государственной власти и управления либо орган местного самоуправления.
- Орган государственной власти и управления (местного самоуправления) и одновременно балансодержатель данного имущества, который не является органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице соответствующего органа (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором (постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7682/08-С2, от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08)).
При этом не важно:
- какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
- перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).
Если вы передали госимущество в субаренду, вы должны исчислять и уплачивать НДС, как налоговый агент – на основании п. 3 ст. 161 НК РФ, и как налогоплательщик – с реализации услуг по предоставлению имущества в субаренду (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).
Когда обязанности агента у арендатора не возникают
Когда обязанности агента у арендатора не возникают
Не нужно платить «агентский» НДС:
- Если арендодателем является:
- казенное учреждение.
Дело в том, что оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе услуги аренды) не являются объектом налогообложения по НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-07-14/65191, от 19.09.2014 № 03-07-14/46917, от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7605);
Смотрите также материал «ФНС напомнила, когда не возникает обязанностей агента при аренде казенного имущества».
- балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти, местного самоуправления.
В такой ситуации сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (см. письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-07-14/28624, от 07.07.2016 № 03-07-14/39827, от 06.05.2016 № 03-07-11/30226, от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87, определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011,). Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет его в аренду на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).
- При аренде конструктивных элементов зданий.
Отдельные конструктивные элементы зданий, такие как крыша или стены, не могут быть объектами аренды, поскольку они не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому при предоставлении в пользование таких частей государственных объектов недвижимости (например, мест на крыше для установки оборудования или фрагментов стены для размещения рекламы) правила п. 3 ст. 161 НК РФ не применяются. НДС при реализации данных услуг уплачивают органы государственной власти или органы местного самоуправления (письмо Минфина России от 22.10.2012 № 03-07-11/442).
Налоговый агент – покупатель имущества казны
При покупке государственного или муниципального имущества обязанности налогового агента возникают только при одновременном выполнении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):
- продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
- имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
- данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
- покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/[email protected]), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/[email protected], постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).
Итоги
Вне зависимости от режима налогообложения организации или ИП, приобретая государственное имущество или арендуя его, становятся налоговыми агентами. Однако для приобретения статуса налогового агента при совершении сделок с госимуществом также необходимо соблюдение определенных условий, рассмотренных в статье.
В каких случаях организация или ИП еще может быть признана налоговым агентом и какие возникают в этом случае обязательства, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».
О заполнении налоговым агентом декларации по НДС можно узнать из статей:
- «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту?»;
- «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».