Земельный налог 2021 — 2021 новый закон: изменения, уплата, сроки, ставки, льготы, расчет для физлиц, юрлиц и пенсионеров — последние свежие новости на сегодня

Налог на землю пенсионерам в 2021 году

Земельный налог — это вид местного налога, который уплачивается в бюджет муниципальных образований, на территории которых располагается участок. Поэтому в разных регионах и муниципалитетах величина ставки налога на землю, условия получения налогового вычета и льгот могут существенно отличаться — их определением занимаются местные органы власти. Налог на землю в России уплачивают физические лица (в том числе и пенсионеры), которые имеют земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном бессрочном либо пожизненном наследуемом владении и признаваемые объектам налогообложения согласно ст. 389 НК РФ.

С 2021 года пунктом 5 статьи 392 Налогового кодекса на всей территории России для пенсионеров и федеральных льготников предусмотрен налоговый вычет, установленный в фиксированном размере — льгота по налогу на 6 соток земли. При расчете земельного налога налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость участка площадью 600 квадратных метров.

Помимо этого, в разных субъектах РФ и муниципальных образованиях для пенсионеров могут быть предусмотрены дополнительные льготы по налогу на землю. Они устанавливаются в законодательных актах органов местного самоуправления, и это может быть:

  • дополнительный налоговый вычет в фиксированном размере;
  • полное освобождение от уплаты налога.

Поэтому лучше всего было бы уточнить условия предоставления и порядок оформления льгот по налогу на землю для пенсионеров в отделении Федеральной налоговой службы (ФНС) конкретного муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

Платят ли пенсионеры налог на землю?

Пенсионерам, как и любым другим физическим лицам, необходимо уплачивать налоги, предусмотренные действующим законодательством РФ, в том числе и земельный налог. Но чтобы уменьшить налоговую нагрузку для этой категории граждан, в некоторых случаях для них могут быть предоставлены федеральные или местные льготы по уплате налога на землю.

Таким образом, в общем случае пенсионеры обязаны уплачивать налог на землю так же, как и другие граждане России. Однако в исключительных случаях обязанность по уплате земельного налога для них может быть вообще отменена.

Такие исключения предусмотрены для граждан, которые:

  1. Относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, общины таких народов. Они не платят налог в отношении участков, которые используются для развития и сохранения промыслов, хозяйствования и их традиционного образа жизни.
  2. Владеют землей по договору аренды.
  3. Владеют участком на праве безвозмездного пользования (в т.ч. срочного).
  4. Владеют земельными участками, которые входят в имущество паевого инвестиционного фонда (за них налог платит управляющая компания).

Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не требуется уплачивать земельный налог в отношении следующих участков, которые не являются объектами налогообложения:

  • изъятые и ограниченных в обороте согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ (земли, на которых расположены объекты культурного наследия народов РФ, историко-культурные заповедники, музеи-заповедники и т.д.);
  • участки, находящиеся в составе земель лесного и водного фонда;
  • входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

В отношении других земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований или городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), налоговые органы начисляют налог на землю для пенсионеров так же, как и для всех остальных граждан.

Как рассчитать земельный налог?

Земельный налог для пенсионеров рассчитывается так же, как и для остальных физических лиц, с поправкой на предусмотренные законом налоговые льготы. Все сведения об участках земли, которыми владеет пенсионер, поступают в налоговую инспекцию от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на земельные участки (Росреестр).

Размер земельного налога (РЗН) для каждого участка определяется по следующей формуле:

РЗН = НБ × НС × КПВ × Д – Л.

Расшифровка и описание всех составляющих этой формулы приводится в таблице ниже:

Обозначение Расшифровка Определение
НБ Налоговая база Налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка земли по состоянию на 1 января расчетного налогового периода. Это значение налоговая инспекция определяет по сведениям из государственного кадастра недвижимости.
НС Налоговая ставка (отличается в каждом регионе)

Налоговая ставка в каждом регионе страны устанавливается в нормативно-правовом акте органа муниципального образования или в законе города федерального значения, но эта величина не может превышать значений, установленных в ст. 394 НК РФ:

  • не более 0,3% для земель сельхоз. назначения, сельхоз. производства, занятых жилым фондом, инженерной инфраструктурой, для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, жилищного строительства и т.п.
  • не более 1,5% для прочих участков земли.
КПВ Коэффициента периода владения Устанавливается в долях в зависимости от количества месяцев владения объектом в течение года (≤1).
Д Доля в праве собственности Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налог начисляется каждому собственнику пропорционально размеру его доли во владении.
Л Размер льготы по земельному налогу, положенной пенсионеру Налоговые льготы устанавливаются в каждом регионе отдельно (для конкретной категории граждан или вида участка может быть установлен определенный процент льготы).

Для уплаты начисленного налога на землю ФНС направляет налогоплательщику налоговое уведомление, произвести оплату по которому необходимо не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом (например, не позднее 01.12.2021 г. по налогам за 2021 год).

В случае, если пенсионер прекратил владеть каким-либо земельным участком, налоговый орган осуществит начисление налога только за тот период, в течение которого этот участок находился в собственности, пожизненном владении или постоянном (бессрочном) пользовании.

Льготы пенсионерам по земельному налогу в 2021 году

В целях снижения налоговой нагрузки для социально уязвимых категорий граждан российское законодательство предусматривает для пенсионеров льготы по земельному налогу:

  1. Федеральные. Предоставляются независимо от местоположения земельного участка в пределах РФ. Для пенсионеров такая федеральная льгота осуществляется в виде налогового вычета на 6 соток земли (600 квадратных метров).
  2. Местные. Определяются в зависимости от региона и муниципального образования, в котором расположен участок земли. То есть получить его может только пенсионер, имеющий участок на территории конкретного региона или городского округа.

В разных субъектах предоставляемые местные льготы отличаются, поэтому в одном субъекте определенная льгота может предоставляться, а в другом — нет. Уточнить, положена ли пенсионеру льгота по земельному налогу можно в местном отделении налоговой службы.

Определить наличие льготы по налогу на землю можно также через справочную систему на официальном сайте ФНС, выбрав вид налога «земельный» и субъект РФ (см. скриншот ниже). В этом справочном сервисе отображается весь перечень как федеральных, так и местных льгот.

Льгота пенсионерам по земельному налогу на 6 соток в 2021 году

Еще с 2021 года (когда уплачивался налог на имущество за налоговый период 2021 года) в целом по России для пенсионеров действует вычет по земельному налогу, заключающийся в уменьшении налоговой базы на величину, равную кадастровой стоимости 600 квадратных метров земельного участка. Эта льгота является федеральной и предоставляется в отношении одного любого земельного участка на территории РФ независимо от региона.

Налоговый вычет на 6 соток предоставляется в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ следующим гражданам:

  1. Пенсионерам, которые получают пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством (при этом не имеет значения, работающий пенсионер или нет, а также независимо от вида получаемой пенсии).
  2. Достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (пенсионный возраст по законодательству, действующему до 31.12.2021 г.).

    До конца 2021 года льгота предоставлялась именно при достижении пенсионного возраста, но с 2021 года он повышается до 60/65 лет. Но право на налоговые льготы сохранили при достижении фиксированного возраста — 55 и 60 лет.

  3. Ветеранам и инвалидам ВОВ, ветеранам и инвалидам боевых действий.
  4. Инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, детям-инвалидам.
  5. Героям Советского Союза, РФ, полным кавалерам ордена Славы.
  6. Получающим социальную поддержку как пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и т.д.

Такой налоговый вычет производится в отношении только одного земельного участка (по выбору гражданина). Можно выбрать любой участок земли, независимо от его местоположения в пределах РФ, вида разрешенного использования и категории.

Это значит, что для пенсионера, у которого имеется только один земельный участок площадью до 6 соток, после предоставления такой льготы налоговая база будет принята равной нулю, соответственно, согласно приведенной формуле, земельный налог тоже будет составлять 0 рублей. Т.е. принадлежащие пенсионерам участки земли площадью меньше 600 кв. м от налогообложения освобождаются (при условии, что участок единственный).

Льготы по налогу на земельный участок в разных регионах РФ

Как отмечалось ранее, в разных регионах и субъектах страны могут устанавливаться свои льготы по земельному налогу, в том числе и для пенсионеров. Органы муниципальных образований самостоятельно устанавливают основания, порядок и величину предоставляемых налоговых льгот, которые, естественно, в разных регионах отличаются.

Приведем несколько примеров местных льгот по налогу на землю в разных субъектах РФ в 2021 году:

  1. В Москве конкретно для пенсионеров никаких льгот не предусматривается, но они могут рассчитывать на вычет в размере 1 млн руб., если относятся к следующим категориям:
    • инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;
    • ветеранам и инвалидам боевых действия, ВОВ;
    • пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк» и т.п.;
    • родителям (усыновителям) в многодетной семье.
  2. В Санкт-Петербурге граждане, оформившие пенсию согласно пенсионному законодательству, полностью освобождены от земельного налога в отношении участка до 2021 кв. м. Помимо них, освобождены от уплаты налога не землю лица, уволенные с военной службы и имеющие продолжительность службы более 20 лет.
  3. В г. Севастополь для пенсионеров не предусмотрено никаких местных льгот.
  4. В Челябинске от уплаты налога на землю освобождены:
    • граждане, достигшие возраста 55 и 60 лет для женщин и мужчин;
    • Герои Советского Союза или РФ, ветераны и инвалиды ВОВ, боевых действий;
    • инвалиды I, II групп, с детства и мн. др.
  5. В г. Екатеринбург льготу в размере 800 тыс. руб. для участков, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилого строительства или под существующий дом, и в размере 200 тыс. руб. для земель, используемых для дачного хозяйства, садоводства или огородничества, могут получить следующие лица:
    • мужчины при достижении 60 лет и женщины после 55 лет;
    • получатели пенсии по потере кормильца;
    • ветераны и инвалиды ВОВ;
    • Инвалиды I, II групп, с детства и другие.

Полный перечень получателей льгот по уплате земельного налога можно уточнить в местных отделениях ФНС или органах местной администрации, так как перечни льготников периодически корректируются и дополняются. Также информация по предоставляемым льготам доступна на официальном сайте ФНС в справочном разделе о ставках и льготах по имущественным налогам.

Как оформить льготу на земельный налог для пенсионеров

Если пенсионер имеет основание на получение льготы по земельному налогу, и эта льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или право на нее возникло впервые, то гражданин может самостоятельно обратиться в отделение ФНС с заявлением о ее предоставлении.

Направить заявление можно любым из перечисленных ниже способов:

  1. Почтовым отправлением.
  2. Путем личного обращения в отделение налоговой инспекции.
  3. Через МФЦ, которое оказывает соответствующие услуги по соглашению с ФНС.
  4. Через Личный кабинет на официальном сайте ФНС (для работы необходима электронная подпись или подтвержденная учетная запись от Единого портала госуслуг).

Если заявление о предоставлении льготы уже направлялось в налоговый орган и в нем не было указано, что льгота будет использована в течение ограниченного периода времени, то в следующем налоговом периоде подавать такое заявление повторно уже не требуется.

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право пенсионера на получение льготы в зависимости от основания, например:

  • для инвалидов I или II группы подтверждающим документом будет справка мед. учреждения, подтверждающая факт установления инвалидности;
  • для Героев Советского Союза или РФ дополнительно нужно предоставлять книжку Героя или орденскую книжку;
  • для граждан, оформивших пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством, подтвердить право на получение льготы можно пенсионным удостоверением и т.д.

Перечень необходимых документов для подтверждения права пенсионера на получение льготы будет зависеть от основания, по которому гражданин планирует оформлять эту самую льготу. Уточнить, какие документы нужно приложить к заявлению в каждом конкретном случае, можно в отделении ФНС или их официальном сайте.

Для получения вычета на 6 соток по земельному налогу не требуется предоставление заявления и дополнительных документов, если в ФНС уже имеются сведения, на основании которых может быть предоставлена льгота. Например, если ранее пенсионер уже получал налоговый вычет по аналогичному основанию и предоставлял все положенные документы.

Стоит отметить, что в случае, если гражданин не направит уведомление о предоставлении налогового вычета в отношении конкретного земельного участка, а налоговый орган обладает сведениями о том, что такая льгота ему положена (например, при достижении фиксированного возраста — 55 или 60 лет), вычет будет предоставлен автоматически и будет учтен в отношении участка с максимальным начисленным имущественным налогом.

Земельный налог для юрлиц в 2021: изменения, ставки, расчет

Изменения для нескольких видов налогов, включая земельный, распределены на ближайшие несколько лет ещё в 2021 году. Так, большая часть поправок начала действовать с 2021 года, некоторые вступили в силу с 2021 и даже для 2021 что-то осталось. А что именно – тема этой статьи, где будет уделено внимание всем переменам, которые постигли правила оплаты и учёта земельного налога, а также будет рассказываться, как производится расчёт земельного налога 2021 для юридических лиц.

Земельный налог

Чтобы точно понять, какие и какие перемены будут работать, нужно напомнить себе базовую информацию о земельном налоге.

Для начала стоит напомнить, что земельный налог по закону – главе 31 НК РФ – относится к тому виду, где ставки устанавливают не федеральные, а региональные власти. То есть все авансовые платежи и основной сбор уплачиваются по месту нахождения участков плательщиков. А ими, по пункту 1 статьи 388 Налогового Кодекса РФ, признаются все физические и юридические лица, у которых есть такие права на земельный участок, как:

  1. Право собственности.
  2. Бессрочного пользования.
  3. Пожизненного владения.

Однако, тут юрлицо имеет право на льготы, то есть освободиться от уплаты сбора. Это могут позволить себе:

  • Организации из уголовно-исполнительной системы, относящиеся к Министерству юстиции РФ.
  • Владельцы участков с дорогами общего пользования.
  • Религиозные организации.
  • Компании и предприятия, в которых работает не менее 50% инвалидов.
  • Общества инвалидов, среди членов которых людей с особенностями более 80%.
  • Компании, ведущие бизнес в особых экономических зонах и т. д.

Некоторые категории физических лиц тоже могут снизить сумму налога на 10 000 рублей.

Оплачивать этот налог нужно не во всех муниципальных образованиях, а только в тех, где он введён. Тогда платить нужно за любой земельный участок, только если он не входит в следующий список:

  • Изъятые из оборота законом.
  • Места с объектами культурного наследия.
  • Земли, входящие в состав лесного или водного фонда.
  • Участок, на котором стоит многоэтажка.

Участки, не входящие в этот список, можно облагать налогом.

Налоговая база

Чтобы рассчитать всё правильно, потребуется налоговая база. Ей тут будет кадастровая стоимость участков, которые признаются объектами налогообложения. Она внесена в Единый реестр недвижимости, и начинает использоваться для расчёта только с 1 января года, следующего за текущим, так как налоговым периодом здесь признаётся календарный год.

Если земельный участок только образовался в течение налогового периода, то расчёт будет производиться из той кадастровой стоимости, с которой его внесли в государственный реестр.

Основных ставок налога на землю в 2021 две, 0.3 и 1.5%, превышать которые муниципальным властям нельзя при установке своих ставок. Ставки земельного налога для юридических лиц в 2021 году в виде 1.5% действует для всех земельных участков, кроме тех, что входят в следующий перечень:

  • Участки сельхозназначения, которые находятся в сельхоз зонах.
  • Земли, на которых находится жилищно-коммунальные объекты инфраструктуры.
  • Ограниченные в обороте земли, требуемые законом для оборонных или таможенных нужд.
  • Участки, используемые для личного подсобного хозяйства, животноводства и мелких сельскохозяйственных нужд, вроде садоводства и огородничества.
  • Земельные участки общего назначения, предусмотренные в тексте Федерального закона №217-ФЗ от 29 июля 2017, доступном для ознакомления по ссылке.

Для всего описанного выше налоговая ставка не может быть больше 0,3%. То есть для всего, чем владеют физические лица, налог по ставке 1.5% не вычисляется, потому что такого имущества у них не будет. О том, как этим всем пользоваться и посчитать сумму налога, будет рассказываться далее.

Расчёт земельного налога

Формула, которая используется для вычислений, будет следующей:

Сумма сбора = (кадастровая стоимость земельного участка – льготы) х процентная ставка.

Произвести расчёты будет просто. К примеру:

  • Физическое лицо владеет участком стоимостью 2,5 миллиона рублей. Тогда налог, который нужно оплачивать раз в год, вычисляется как «2 500 000 х 0,3». Это 750 000 рублей.
  • Юридическое лицо имеет землю, стоимостью 6,9 миллиона рублей. Налог нужно рассчитать как «6 900 000 х 1,5» и составит 10 350 000.
  • Для справедливости произведём расчёт для физического лица,которое имеет право на льготы. Будем считать, что он Герой России, живёт в Москве, и у него есть земля, стоимость которой 3 100 000. Платёж будет рассчитываться так – (3 100 000 – 10 000)*0,1. В результате вычислений получится 309 000 рублей ежегодно.

Оплата земельного налога в 2021 году юридическими лицами производится и рассчитывается самостоятельно, физическим лицам налоговики присылают официальные расписки, по которым и нужно производить начисления средств. Исчисление суммы сбора производится также ФНС.

Дополнительно физические лица освобождены от авансовых платежей, а вот юридические лица должны делать их исправно. Для этого сумма годового налога просто делится на 4 части. И, используя пример, приведённый выше, указанному юридическому лицу нужно будет не сразу оплатить 10 350 000, а перечислять в ФНС по 2 587 500 рублей в апреле, июле, октябре и январе. Дополнительно у организаций есть обязанность по предоставлению налоговых деклараций по земельному налогу.

Дополнительно для вычисления суммы налога можно воспользоваться калькуляторами, в том числе и тем, что предложен на официальном сайте ФНС.

Изменения 2021

В 2021 году количество льготников среди физических лиц увеличилось, поэтому получить налоговый вычет теперь могут и многодетные семьи, а в 2021 подавать уведомление о приобретении земельного участка стало можно до 31 декабря, а не 1 ноября.

А вот в 2021 году перемены дойдут и до юридических лиц. Им позволят подавать заявления на льготы, как и физическим лицам, так как раньше для юрлиц такое предусмотрено не было. Но это не самая важная перемена.

Новый закон коснулся уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2021 году. С 2021 года юридические лица больше не будут подавать декларации с суммой налога, требуемой к уплате. За них все вычисления будут делать ФНС, и делать такую же рассылку, как и физлицам. То есть грядущий 2021 будет последним, где потребуется рассчитывать налог самостоятельно и заполнить на него документы.

Изменения уплаты земельного налога в 2021 году для юридических лиц значительно облегчит ведение бухгалтерского учёта, который и так имеет много особенностей и предполагает большую работу с расчётами и документацией. Избавление от деклараций хоть немного, но пойдёт на пользу.

Ставки земельного налога

Актуально на: 20 февраля 2021 г.

Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% – в зависимости от вида участка. Но не зная ставки, нельзя рассчитать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Налоговым кодексом установлены следующие максимальные ставки налога на землю в 2021 году (ст. 394 НК РФ):

Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Вид земельного участка

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

0,01%

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности)

Земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 217-ФЗ

Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

0,05%

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

0,1%

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

0,5%

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

Прочие земельные участки

1,5%

Документ

Федеральный закон от 29.09.2021 № 325-ФЗ

Комментарий

Федеральный закон от 29.09.2021 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал нормы Кодекса, которые касаются порядка уплаты земельного налога. В частности, урегулированы отдельные спорные моменты. Большинство нововведений начнет действовать с 01.01.2021. Рассмотрим их подробнее.

Изменился срок для уплаты налога

Сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему теперь регулируются только НК РФ. Органы власти муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя лишены полномочий устанавливать на подведомственной им территории иные сроки внесения платежей по этому налогу (п. 72, 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом за местными органами власти сохранилось право определять порядок уплаты земельного налога, а именно – с авансовыми платежами либо без них (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с поправками налог по итогам года необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи (если они предусмотрены нормативным актом органа власти) – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. «б» п. 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Напомним, что отчетные периоды по земельному налогу – первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 393 НК РФ).

Сейчас местные органы власти вправе по своему усмотрению определять сроки для внесения платежей по налогу. Но срок для уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Впервые по новым правилам налог нужно перечислить в 2021 году за 2021 год (ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Доначисление налога при использовании сельскохозяйственных участков не по назначению

Налогообложение сельскохозяйственных участков, а также участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, осуществляется по пониженной ставке.

Местные органы власти должны установить ее в размере не более 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В случае нецелевого использования участка налог необходимо рассчитывать с применением ставки, предусмотренной для «прочих» земель. Она установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и не может превышать 1,5%.

Минфин России и ФНС России уточняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором уполномоченный орган вынес решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2021 № БС-4-21/[email protected], от 20.03.2021 № БС-4-21/[email protected], Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/[email protected]).

В настоящее время проверку соблюдения земельного законодательства в части целевого использования с/х земель осуществляют органы Россельхознадзора (п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1). Если специалисты упомянутого ведомства выявят, что земельный участок используется не по назначению, составляется протокол об административном нарушении. Его копию направляют в налоговую инспекцию. На этом основании инспекция вправе доначислить плательщику земельный налог. Такие пояснения Минфина России содержатся, в частности, в письме от 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093.

Законом № 325-ФЗ указанные положения теперь закреплены в новом п. 18 ст. 396 НК РФ, вступающим в силу с 01.07.2021 (пп. «г» п. 76 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Новой нормой регламентированы сроки, в течение которых проверяющие Россельхознадзора обязаны сообщать в налоговый орган сведения о:

  • выданных налогоплательщикам предписаниях об устранении нарушений, связанных с использованием с/х участка не по назначению;
  • устранении налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • об отмене вынесенных предписаний.

Отметим, что поправками не установлены какие-либо специальные нормы относительно особенностей расчета налога по повышенной ставке. Полагаем, пересчет налога нужно будет производить так же, как и сейчас, то есть с периода, в котором выявлено нарушение, и до начала периода, в котором оно устранено либо отменено предписание о его устранении.

Признаки неиспользования земельных участков для с/х производства приведены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Доначисление налога при использовании в предпринимательстве земельных участков для жилищного строительства

Поправками введено ограничение на применение пониженной ставки налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Так, если участок, приобретенный для целей такого строительства, используется в предпринимательской деятельности, уплата налога по пониженной ставке будет признаваться неправомерной (пп. «а» п. 75 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Споры плательщиков с налоговыми органами по поводу применения пониженной ставки земельного налога в случае, когда участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», но фактически покупается для перепродажи, зачастую приводили к судебным разбирательствам. Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Суды разделяют точку зрения финансового ведомства и приходят к выводу, что пониженная ставка предназначена для уплаты налога физлицами, которые используют такие участки непосредственно для жилищного строительства. Поэтому неправомерно распространение подобной льготы на ИП и организации, целью деятельности которых является получение прибыли (см. письма Минфина России от 08.05.2021 № 03-05-05-02/33743, от 21.02.2021 № 03-05-06-02/11312, определения Верховного суда РФ от 20.06.2021 № 301-КГ18-7425, от 15.01.2021 № 305-КГ17-20424, 29.02.2016 № 305-КГ15-13502).

Таким образом, позиция налоговых органов и судов теперь нашла отражение в НК РФ. Соответственно, споры по этому вопросу должны прекратиться.

Нововведения нужно применять с расчета земельного налога за 2021 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнен перечень вариантов обращения за получением налоговой льготы

С 01.01.2021 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по земельному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Мы писали новость об этом.

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточняется, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (п. 73 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Физлица (в т.ч. ИП) могут на практике применять эту норму с 29.09.2021 г. (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ), а юрлица – с 01.01.2021 (пп. «б» п. 24 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2021 № 63-ФЗ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: